Резус конфликт матери и плода при беременности

Резус-конфликт – это реакция иммунной системы беременной женщины на эритроциты ребёнка. При этом они разрушаются, и развивается гемолитическая болезнь плода. В его кровь попадает большое количество билирубина, который оказывает токсическое воздействие на все органы, в том числе на головной мозг. Наиболее неблагоприятный исход резус-конфликта – самопроизвольное прерывание беременности.

Причины и механизм развития резус-конфликта

Резус антиген – это белок, который находится в мембране эритроцитов (клетки крови, транспортирующие кислород). Если у человека он есть, резус-фактор считается положительным (85% населения планеты), если нет – отрицательным (15% людей).

Резус конфликт возможен, если мать – резус-отрицательная, а ребенок – резус-положительный. Также известно, что у резус-отрицательной женщины при беременности от резус-положительного мужчины в 70% случаев плод будет резус-положительный. Однако даже при таком сочетании только 1,5% беременностей проявляются реакцией несовместимости.

Резус-иммунизация во время беременности – появление у беременной резус-антител в ответ на попадание в ее кровоток эритроцитов плода. Антитела, проходя через плацентарный барьер в кровоток плода, разрушают его эритроциты, вызывая гемолитическую анемию и желтуху (за счет повышения уровня билирубина – пигмента, высвобождающегося после распада эритроцитов).

При первой беременности таких проблем обычно нет. Иммунная система реагирует медленно, поэтому она попросту не успевает выработать достаточное количество резус-антител для уничтожения эритроцитов ребёнка. А вот во время второй и последующих беременностях она уже готова атаковать клетки крови плода, поэтому вероятность резус-конфликта при повторной беременности резко возрастает.

Показатели титра антител у беременных женщин:

В норме антител к эритроцитам плода в плазме крови быть не должно.

Если титр антител 1:4 или более, то уже можно говорить о начале развития резус-конфликтной ситуации.

Если титр антител 1:16 и выше, то это уже является показанием к проведению амниоцентеза (исследованию амниотической жидкости).

Одним словом, чем выше уровень титра антител, тем больше риск возникновения гемолитической болезни плода. Титр антител может оставаться на одном уровне на протяжении всей беременности, а может меняться скачкообразно. Поэтому требуется его регулярный контроль.

Диагностика резус-конфликта

У беременной женщины, как правило, нет никаких клинических специфических симптомов при возникновении резус-конфликта. Чтобы вовремя выявить патологические изменения, назначаются различные неинвазивные и инвазивные диагностические исследования.

При ведении беременности с риском развития резус-конфликта, предполагается определение титра антител в плазме крови женщины до 32 недель – ежемесячно, с 32 до 35 недели – 1 раз в две недели, после 35 недель – еженедельно.

Читать еще:  Возмодны ли выделения из за простуды

Состояние плода отслеживают при помощи УЗИ. Начиная с 18 недели беременности, УЗИ делают через каждый месяц (по показаниям можно и чаще). С его помощью можно увидеть признаки резус-конфликта: утолщение плаценты, увеличение диаметра пуповины, увеличение сердца, печени и селезёнки, двойной контур головки и др.

При допплерометрии и кардиотокографии возможно выявить признаки анемии плода, связанные с гемолитической болезнью.

Если титр антител стремительно возрастает в динамике или выявлены иные неинвазивные признаки гемолитической болезни плода, проводят инвазивные мероприятия по ее диагностике.

По показаниям может быть выполнен амниоцентез – забор незначительного количества околоплодных вод. В них определяется уровень билирубина. Показаниями к проведению амниоцентеза чаще всего служат:

• титр антител в крови матери выше 1:16;
  • случаи резус-конфликта в анамнезе, которые протекали с тяжелой формой гемолитической болезни плода.

Лечение резус-конфликта

Существует два основных направления лечения, которые позволяют улучшить состояние ребёнка. Первый – это переливание крови после его рождения или внутриутробно. Второй – досрочное родоразрешение – единственный метод, позволяющий остановить поступление антител матери в кровь плода и разрушение эритроцитов.

После рождения ребёнку часто требуется медицинская помощь в условиях отделения интенсивной терапии.

У новорожденного могут наблюдаться следующие формы гемолитической болезни:

1. анемическая;
  2. желтушная;
  3. отечная.

Самая легкая форма – анемическая, самая тяжелая, характеризующаяся худшим прогнозом, – отёчная. Чем выше уровень в крови билирубина, тем более тяжелыми могут быть поражения внутренних органов. Последствиями тяжелой формы гемолитической болезни новорожденных нередко становятся тугоухость или задержка интеллектуального развития ребёнка.

Профилактика резус-конфликта во время беременности

Если у женщины резус-отрицательная кровь, то во время беременности, на сроке 28 недель, ей рекомендуется провести профилактические мероприятия во избежание развития резус-конфликта. Для этого женщине будет предложено внутримышечно ввести антирезусный иммуноглобулин D.

Он сможет препятствовать образованию антител в ее крови. Далее определение антител в крови уже не будет иметь клинического значения. Если в 28 недель беременности не проводилось введение антирезусного иммуноглобулина, необходимо продолжать определять антитела с указанным выше интервалом.

После рождения резус-положительного ребёнка, в первые 72 часа, родильнице в родильном доме должна быть сделала ещё одна инъекция антирезусного иммуноглобулина. Она нужна для того, чтобы в следующие беременности снизить риск возникновения резус-конфликта.

Читать еще:  Вероятность заражения ИППП при использовании презератива и мирамистина

Кроме того, введение иммуноглобулина резус-отрицательной женщине во время беременности необходимо в случаях возможного попадания эритроцитов плода в ее организм.

К ним относятся:

• искусственное прерывание беременности или самопроизвольный выкидыш;
  • внематочная беременность;
  • пузырный занос;
  • амниоцентез, биопсия хориона, кордоцентез;
  • кровотечение из матки;
  • закрытая брюшная травма матери (при автоаварии);
  • внутриутробная гибель плода.

ЭКО при резус-конфликте

Беременность после Экстракорпорального оплодотворения протекает точно так же, как и после обычного зачатия ребёнка посредством полового акта. ЭКО не запрещено, если у женщины отрицательный резус-фактор, а у мужа – положительный. Эта методика оплодотворения не может ни предотвратить резус-конфликт, ни повысить его риск.

Для того, чтобы предотвратить резус-конфликт при ЭКО с донорской спермой пациентке заранее подбирается донор, сопоставимый с её резус принадлежностью. Т.е, если у пациентки кровь отрицательная по резу-фактору, то ей будет рекомендован донор тоже с резус-отрицательной кровью.

Если Вы наблюдаете свою беременность в «ВитроКлиник», наши врачи акушеры-гинекологи сделают всё возможное, чтобы не допустить развития гемолитической болезни плода, которая угрожает не только здоровью ребёнка, но и его жизни. Вы будете регулярно сдавать анализ крови на антитела и УЗ-диагностику. Кроме того, существуют профилактические препараты для предотвращения иммунизации (антирезусный иммуноглобулин D).

Их своевременное назначение позволяет предотвратить возможный резус-конфликт. Если в предыдущей беременности у Вас был резус-конфликт, то после ЭКО в нашей клинике Вам будет сделано всё возможное, чтобы этого не случилось.

Что такое ПЦР-тест на коронавирус

Тест на коронавирус берут бесплатно по назначению врача

Фото: Роман Данилкин

При подозрении на коронавирус у пациента берут мазок из носа и горла, а исследуют биоматериал методом ПЦР.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) — метод молекулярной диагностики, ставший для ряда инфекций «золотым стандартом», проверен временем и тщательно апробирован клинически. Метод ПЦР позволяет определить наличие возбудителя заболевания, даже если в пробе присутствует всего несколько молекул его ДНК.

Официально на сайте регионального Роспотребнадзора опубликован список лабораторий, которые делают ПЦР-тесты: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», «Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД», клиническая больница «РЖД-медицина», «Ситилаб», «Наука-ПЦР», «Медицинская компания ИДК», клиники Медуниверситета, «Скайлаб», медицинская компания «Гепатолог», больница Середавина, санаторий «Лесное» в Тольятти, «Сызранский кожно-венерологический диспансер», «Клиника Евразия».

Читать еще:  Наросты на малых половых губах

Если у вас нет симптомов или вы хотите провериться, не являетесь ли бессимптомным носителем, это можно сделать в лабораториях. Мы посмотрели цены на нескольких сайтах:

• «Гемотест» — 1500 рублей + 270 рублей за соскоб из носоглотки;
  • «Наука» — 1200 рублей + 700 рублей за соскоб;
  • «МЛЦ» — 1850 рублей;
  • Самарский центр СПИД — 1604 рубля;
  • «Ситилаб» — 1300 рублей + 450 рублей соскоб;
  • клиники СамГМУ — 1800 рублей;
  • «Скайлаб» — 1600 рублей + 300 рублей;
  • «ИДК» — 1650 рублей.

Более подробно вы можете прочитать в нашем материале о том, где и как сдать анализ на ковид.

Как определяется статус HER2/neu

Для идентификации этой сверхэкспрессии использовались различные тесты, начиная от старых методов, таких как Саузерн-блоттинг или Вестерн-блоттинг, иммуноферментный анализ (ELISA), до недавно введенных и успешно применяющихся:

• иммуногистохимии (IHC) in situ;
  • методы гибридизации (флуоресцентной in situ FISH, хромогенной CISH, усиленной серебром SISH);
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР) в реальном времени;
  • цифровая ПЦР ;
  • квазицелевая протеомика, и это лишь некоторые из них.

Амплификацию гена HER2, оценивают либо по изменению экспрессии белка, либо по количеству копий гена.

Руководящие принципы для сообщения о статусе Her2/neu были первоначально разработаны в 2007 году Американским обществом клинической онкологии (ASCO) и Колледжем американских патологов (CAP) с пересмотром в 2013 году. Они предназначаются для того, чтобы уменьшить потенциал вариабельности между лабораториями или простым языком повысить точность тестирования HER/neu. Несмотря на то, что существует множество методов оценки статуса Her2/neu, новейшие руководства ASCO/CAP одобряют только:

• иммуногистохимию (IHC);
  • гибридизацию in situ (ISH), причем она включает любую из методологий хромогенного ISH (CISH), серебряного ISH (SISH) или флуоресцентного ISH (FISH) для визуализации.

Нужно также отметить одну вещь, которую рекомендации руководства ASCO/CAP не делают, – они не дают предпочтение ни IHC, ни FISH. В нем четко указано: “когда проводится тщательно валидированное тестирование, имеющиеся данные четко не демонстрируют превосходство ни иммуногистохимии (IHC), ни гибридизации in situ (ISH) в качестве предиктора пользы от анти-HER2 терапии.”

У всех методов тестирования есть свои преимущества и недостатки, и на каждый из них могут существенно повлиять преаналитические и аналитические факторы.