Рентген и КТ в стоматологии – вредно или безопасно

Рентген и КТ в стоматологии – вредно или безопасно?

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о процедуре, используемой в стоматологической практике, рентгене. И самый частый вопрос, который мы слышим от наших клиентов, касается того, насколько безопасна данная процедура?

В нашей клинике проводится два вида рентгеновских исследований на радиовизиографе и компьютерном томографе. С помощью них мы можем сделать снимок одного или нескольких зубов, а также панорамный снимок всей ротовой полости.

Чем же отличается радиовизиограф и компьютерный томограф? На радиовизиографе мы видим все зубы в двухмерной проекции. По сути это фотография зуба. На компьютерном томографе все органы мы можем видеть в трехмерной проекции.

Что может увидеть врач-стоматолог на рентгене

Показания

Потребность пациента в панорамном снимке зубов определят врач-стоматолог. Сделать его необходимо при ряде заболеваний ротовой полости. Среди них:

• воспаления костной ткани;
  • патологии прикуса;
  • абсцесс зуба;
  • дисфункция сустава;
  • инфекционные болезни челюсти;
  • заболевания пародонта;
  • механические травмы.

ОПТГ также обязательно назначают при планировании ортодонтической коррекции зубных рядов. Панорамный снимок позволяет увидеть части зубов, которые находятся под деснами. С его помощью ортодонт может правильно составить схему лечения, спрогнозировать его сроки и выбрать зубы, которые подлежат удалению (при необходимости).

Панорамный снимок необходимо сделать после получения травм челюсти (вывихов, переломов и т. д.). Его основная функция – диагностика стоматологических заболеваний, которые нельзя определить исключительно по внешним признакам. По этой причине ОПТГ назначают при наличии симптомов, свидетельствующих о глубоких воспалительных и гнойных процессах.

Направление на панорамный снимок зубов врач дает после визуального осмотра ротовой полости и сбора анамнеза. При этом учитывается наличие болевого синдрома (особенно после пломбирования каналов), характер выделений, дисфункция челюстного сустава и другие симптомы.

Панорамный снимок – наиболее информативная диагностическая процедура в детской стоматологии. Он необходим при задержке прорезывания зубов либо отклонениях в их формировании. На снимке отчетливо видны зачатки молочных зубов уже в первые месяцы жизни ребенка. С помощью ОПТГ можно спрогнозировать патологии прикуса и назначить своевременное лечение.

Читать еще:  Чем можно полоскать рот после удаления зуба мудрости

С помощью ОПТГ можно диагностировать заболевания ЛОР-органов, в частности, болезни гайморовых пазух и носовых ходов. В данном случае панорамный снимок назначается при головокружении, повышенной температуре, головной боли, дискомфорте при дыхании.

Рентгенографию делают в нескольких проекциях:

• прямой;
  • тангенциальной;
  • боковой;
  • чрезмыщелковой.

Подготовка к рентгену коленного сустава не требуется. Процедура занимает несколько минут и является комфортной.

В «Международном центре охраны здоровья» в Москве пациенты проходят необходимые диагностические обследования в полном объеме на современной аппаратуре, в т. ч. рентген коленного сустава. Терапию при необходимости назначают наши врачи. Благодаря этому пациенты существенно экономят свое время, т. к. не приходится посещать разные клиники.

КТ способна нанести организму вред при злоупотреблении процедурой или пренебрежении наличием противопоказаний. Риски компьютерной томографии обусловлены воздействием Х-лучей. Высокие дозы рентгена способны провоцировать образование свободных радикалов, повреждение генетического материала, неконтролируемое деление клеток, что чревато развитием серьезных заболеваний.

Лучевая нагрузка считается особенно опасной для растущего организма. Последствиями многократного проведения КТ головы в детском возрасте может быть формирование опухолей мозга и патологий крови. В связи с этим малышам назначают исследование только при наличии веских оснований.

3D-снимок или компьютерная томография

Компьютерная томография – диагностический метод, который отличается самой высокой точностью и информативностью. Компьютерная томография позволяет исследовать особенности строения зубочелюстной системы пациента в трех плоскостях. Другими словами, врач может рассматривать интересующий его участок под любым углом, в любой проекции и даже «заглянуть» в любой слой ткани. А благодаря этому вы получите наиболее безопасную и результативную схему лечения в самых сложных ситуациях.

Компьютерная томография занимает несколько минут и не доставляет пациенту никаких неприятных ощущений

Компьютерная томография – самый современный метод, дающий 100-процентную точность диагностики

Диагностика проводится с помощью стоматологического компьютерного томографа. Процедура длится 15–20 секунд. За это время датчик делает полный оборот вокруг головы, выполняя до 200 снимков в различных проекциях. Далее компьютер строит 3D-модель, в которой содержится точнейшая информация о зубочелюстной системе.

Компьютерная томография является предпочтительным методом исследования, если вы планируете установить зубные имплантаты, а также при лечении парадонтологических заболеваний, сложных хирургических операциях, при решении ортодонтических проблем.

КТ совмещает в себе достоинства ОПТГ и ТРГ: по результатам съемки врач может оценить не только костную, но и мягкие ткани. Компьютерная томография дает самую полную и точную информацию относительно:

• количества корней зуба и строения корневых каналов;
  • строения кровеносных сосудов;
  • изменений слизистой оболочки;
  • наличия трещин в корнях;
  • наличия дефектов альвеолярной кости;
  • плотности и структуры костных тканей;
  • наличия заболевания пародонта;
  • наличия и причин формирования неправильного прикуса;
  • наличия скрытого кариеса;
  • наличия патологических образований костной ткани;
  • наличия любых других аномалий, заболеваний и повреждений.
Читать еще:  Десна отходят от зубов

Преимущества КТ

• позволяет получить максимально полную картину анатомических особенностей пациента;
  • трехмерное изображение обеспечивает самую точную диагностику;
  • имеется возможность исследования костной ткани альвеолярных отростков;
  • изображение формируется в любых проекциях (фронтальной, касательной, осевой и т. д.) без каких-либо искажений;
  • можно полноценно исследовать строение челюстей и дно верхнечелюстных пазух.

Недостатки КТ

• сравнительно более высокая стоимость процедуры для пациента;
  • оборудование доступно лишь в немногих стоматологических центрах.

КТ или рентген черепа — что лучше?

КТ черепа и рентгенография — это два основных способа визуализации черепных пластин.

При черепно-мозговой травме КТ-исследование является приоритетным методом сканирования. Компьютерная томография способна точно считать повреждения черепа, которые на рентгеновских снимках могут остаться не замеченными, поскольку КТ черепа дает трехмерную, а не двухмерную картину обследуемой области как при рентгене. Кроме того, результаты томографического сканирования не только покажут состояние основания черепа, его свода, костей, но и головного мозга. Это позволит провести комплексную оценку повреждений при ЧМТ как костных, так и мягкотканных структур.

КТ черепаРентген черепа

Как проводится рентген кисти детям для определения костного возраста

Исследование не требует специальной подготовки. Диагностика проводится в рентгеновском кабинете. При наличии на руках каких-либо украшений, они снимаются. Грудь и живот защищаются от излучения специальным фартуком. Кисть фиксируется в неподвижном положении в рабочей зоне аппарата, после чего выполняется снимок.

Результат исследования выдается в распечатанном и/или цифровом виде. Он включает сам снимок, а также его описание, где указаны параметры отдельных зон и примерный костный возраст. Само по себе заключение не является диагнозом. Его оценивает лечащий врач, направивший ребенка на исследование (эндокринолог, педиатр, ортопед и т.п.). В процессе учитываются не только данные рентгенологической диагностики, но и результаты других исследований: определение уровня гормонов в крови, УЗИ, КТ, МРТ и т.п.

Читать еще:  Можно ли подтянуть коренные зубы брэкетами?

Определение костного возраста – это быстрый и безболезненный метод, который позволяет оценить уровень развития организма намного точнее, чем обычное измерение роста и веса и соответственно определяет отставание или опережение фактическому возрасту ребенка Подобные сведения очень важны при диагностике сложных эндокринных и генетических патологий.

Если Вашему ребенку требуется пройти исследование для определения костного возраста, специалисты клиники «СМ-Доктор» примут Вас в удобное время. К Вашим услугам современное оборудование, опытные врачи и комфортная обстановка для маленького пациента и его родителей.