Bionis-clinic.ru

Клиника Бионик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сломанная психика»: почему подростки нападают на школы

«Сломанная психика»: почему подростки нападают на школы

11 мая студент Ильназ Галявиев устроил расстрел в казанской гимназии. В результате погибли девять человек — семь детей и две учительницы. При задержании молодой человек рассказал, что готовился к нападению заранее, а в день атаки написал о своих планах в Telegram-канале. Студент заявил, что считал себя «богом» и ненавидел окружающих людей. «Известия» пообщались с психологами и выяснили, что могло привести к трагедии и можно ли было ее предотвратить.

Страхи, нагрузки, буллинг. Как снизить стресс школьников: советы рязанского психолога к новому учебному году

На следующей неделе начнётся новый учебный год. Для социума 1 сентября – это праздник, День знаний. Ожидаются торжественные линейки, цветы, банты. Однако у этого дня есть другая сторона: школьные годы часто становятся большим испытанием для ребёнка и его семьи.

Педагог-психолог с многолетним стажем, клинический психолог, эксперт в области семейных отношений Оксана Абашкина рассказала 62ИНФО об особенностях восприятия жизни детьми в школьный период, и о том, как вовремя увидеть проблему и помочь ребёнку.

217421082_235490878392798_2144874111696372237_n.jpg

Исследования показали, что самый большой стресс перед школой наблюдается у первоклассников, а с началом учебы — у старшеклассников. Почему так происходит и как помочь?

Да это действительно так. Страхи школьникам передают родители – проецируют их на ребёнка, как и собственные нереализованные ожидания от жизни.

Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился? Перестаньте нервничать сами

И если говорить о первоклассниках, то часто они идут на первую свою линейку, боясь не оправдать ожидания родителей. В случае с семилетним ребёнком важно понять, насколько он готов к школе в принципе.

Мы, психологи, выделяем несколько ступеней готовности:

Если все ступени гармоничны, и ребёнок готов на всех трех уровнях, тогда ребёнок идёт в школу и прекрасно там себя чувствует, тем более что с семилетнего возраста ведущей деятельностью в развитии становится учебная.

Но семь лет – это кризисный период. У ребёнка меняется социальная роль, добавляются обязанности, и он может с этими переменами не справиться – первые результаты в школе могут быть далеки от ожидаемых. Но всё равно маленький ученик воспринимает ситуацию через призму родительской оценки. Поэтому взрослым стоит быть более осознанными и не транслировать свои переживания на ребёнка, а сформировать правильное отношение к школе.

IMG_6470.jpg

«Мы так и знали, лоботряс»

Как же это сделать? Ведь психологи все чаще говорят так называемой школьной фобии – дети физически себя чувствуют плохо. Как родитель может помочь?

И раз уж мы затронули формирование «правильного отношения к школе», то тут следует объяснить, что школа – это почти каждодневный рутинный труд, потребуется делать то, что потребует программа и школьный режим.

Здесь ребёнок сравнивает себя с другими, формируется деструктивная установка «если я не справляюсь – я плохой». Поэтому задача родителя развивать кругозор, стремление к знаниям – с этой базой он должен прийти в класс. У ребенка должен быть интерес, который во многом определяется его успешностью – поэтому хвалите, поощряйте детей чаще, особенно при освоении нового. Но часто родители делают совсем обратное, говоря: «Ну да, мы так и знали, вот так теперь и будешь в двоечниках ходить, лоботряс».

Такие ярлыки и штампы ребёнок понесёт дальше, а это корректировать очень сложно, в первую очередь потому, что первая самооценка и отношение к самому себе формируется из родительской семьи. Дети – это зеркало семейной системы.

Поэтому перед школой рекомендуется провести акт психогигиены: сходить к психологу и ребёнку, и его окружению. Это не признак слабости, а признак ответственности: не драматизируйте поступление в первый класс, но и не занимайтесь попустительством.

Вы проработали много лет в службе Детского телефона доверия – с чем обращаются дети?

В начальных классах – это страх не справиться с учебной нагрузкой и поэтому «быть хуже всех». Чем старше ребёнок становится, тем больше вопросов о взаимоотношениях со сверстниками.

Отдельно здесь стоит тема буллинга, это среднее звено в школе, 5-6 класс. Самая главная ошибка родителей, что они отказываются признавать наличие проблемы. Прежде всего, взрослые не хотят таким образом признавать свои промахи – в стратегии воспитания и поведении. Очень полезно будет знать признаки, по которым можно определить, что школьник подвергается насилию со стороны сверстников:

ребёнок не хочет идти в школу

он встревожен и напуган

у него возможны резкие перепады настроения от подавленности до излишнего возбуждения

есть необъяснимые травмы

просит у вас карманные деньги, хотя вы и так даёте их достаточно.

Школьный буллинг не проходит без последствий: он вмешивается во взрослую жизнь

На фоне буллинга ребенок может заниматься самоповреждениями, проявлять аутогрессию, не в силах справиться с внешней ситуацией.

Почему дети травят других детей? Это превосходство, борьба за власть, и опять же отражение модели семейных взаимоотношений. Как правило, детей-агрессоров родители наказывают физически.

woman-1006100_960_720.jpg

Как решать эту проблему?

Самостоятельно ребёнок не сможет выйти из этой ситуации. Рекомендации семьи «Разбирайся сам, я в твоём возрасте сам решал такие проблемы» — не то, что не работает, а вредит, эти фразы недопустимы.

Необходимо поставить в известность администрацию школы, классного руководителя и родителей обидчиков. При их бездействии нужно обратиться и в полицию, и в комиссию по делам несовершеннолетних.

Тут особенно важно, чтобы между родителем и ребёнком были доверительные отношения. Не стыдите ребёнка, буллинг порождает психотравму, с которой ребёнок выходит в социум и у него начинаются другие проблемы. Буллинг не проходит без последствий и после вмешивается во взрослую жизнь.

Читать еще:  Мнение девушек обо мне

Какова должна быть степень вовлеченности родителя в школьную жизнь ребёнка?

До шестого класса контроль домашнего задания лежит на родителе, он должен контролировать и круг общения ребёнка. И здесь уже на первый план выходят опасности интернета и угроза кибербуллинга, которая является отдельной темой. Подростки часто разговаривают на своём сленге, переписываются в различных чатах, но родителю просто необходимо сохранить связь со своим ребёнком.

Дети даже в обеспеченных семьях чувствуют себя одинокими и несчастными. В своей практике я часто слышу такие фразы: «Родителям всё равно, что со мной».

В нашем обществе есть проблема с качественным вниманием к детям, должен быть контакт «глаза в глаза». 30 минут в день настоящей вовлеченности в его интересы дадут больше результатов, чем покупка множества дорогих гаджетов.

В ребёнке важно растить чувство самоценности

Вернёмся к проблемам учебного процесса. Как научиться преодолевать панику перед ЕГЭ или ОГЭ?

Это тоже определённая работа, настройка на процесс. По сути этот тест – это обычная контрольная работа, но для детей, даже судя по звонкам на горячую линию, не сдать ЕГЭ приравнивается к концу жизни. Здесь советы простые – готовьтесь к экзаменам заранее, с учётом того, что у современных детей проблемы с целеполаганием, школьника нужно направлять, помогать продуктивно планировать своё время.

Ребёнка нужно научить самопомощи, проговорить варианты развития ситуации при любом результате экзаменов. Уверить его, что не сдать экзамен – это не конец света, жизнь продолжается.

Но если говорить о выборе вуза, то это тоже становится проблемой, если мнение ребёнка не учитывается совсем. Следуя воле родителя, который потратился на репетиторов, ребёнок, может, и будет учиться там, где хочет семья, но при этом впадёт в депрессию.

Ещё хочу сказать, что в ребёнке важно растить чувство самоценности – уверенности в том, что никакой социальный успех не может быть оправданием страданий, и не нужно ставить знак равенства между собой и одной какой-то (или даже несколькими) неудачами. Иногда я прошу ребёнка рассказать о своих положительных качествах, а он не может назвать ни одного.

Научите ребёнка опираться на себя и верить в свои силы.

IMG_6454.jpg

Подведём итоги. Угрозы, критика, гиперконтроль – не варианты поведения для родителя школьника.

Эффективными и правильными являются разговор, принятие, поддержка и участие, а в случае отсутствия ресурса – обращение к специалисту, который поможет найти и скорректировать проблему.

Проблема подростковой бессонницы

Зачастую можно обойтись без консультации врача, лечащего бессонницу в сомнологическом центре и без лекарственных препаратов, отпускаемых в аптеках без рецептов или с рецептами. Проблема расстройства сна у подростков зачастую возникает из-за того, что с 12 лет начинают вырабатываться мужские и женские гормоны, что говорит о физиологическом взрослении юноши или девушки, однако эмоционально подросток ещё не сформирован настолько, чтобы справляться со стрессами, скажем так, взрослой жизни. Конечно же, если на протяжении длительного времени самостоятельно не получается решить проблему бессонницы, есть смысл обратиться в сомнологический центр и пройти курс обследования. Длительные расстройства сна, остающиеся без лечения, могут повлечь за собой ряд отклонений в развитии подростка, поэтому важен контроль за здоровьем на разных этапах взросления.

Сомнологический центр в Москве в Хамовниках, расположенный по адресу г. Москва, ул. Ефремова, 12/2, занимается проблемой бессонницы у мужчин, женщин (в том числе беременных), детей, пожилых людей, а также подростков много лет и имеет богатый опыт ведения таких пациентов и опыт последовательного лечения. Врачи, лечащие бессонницу — врачи-сомнологи — работают на современном оборудовании, применяют современные технологии, позволяющие добиваться отличных результатов, не применяя лекарственных препаратов, продающихся без рецептов или с рецептами.

Руководитель Сомнолигического центра в Москве, в Хамовниках – профессор, доктор медицинских наук Бузунов Роман Вячеславович.

Руководитель клиники – БУЗУНОВ РОМАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ – Президент Российского общества сомнологов, Заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук, ведущий российский эксперт по бессоннице, храпу, апноэ сна и СИПАП-терапии, профессор кафедры восстановительной медицины и медицинской реабилитации с курсами педиатрии, сестринского дела, клинической психологии и педагогики ФГБУ ДПО “Центральная государственная медицинская академия” УД Президента РФ,

Президент Общероссийской общественной организации «Российское общество сомнологов»,

Информация об амбулаторных консультациях и обследовании: www.buzunov.ru.

Запись на прием: +7 (495) 7-33-195, +7 (985) 77-33-195
Коллектив Центра медицины сна на базе Клиники реабилитации в Хамовниках – это профессионалы высшего уровня, сосредоточившие свои знания на проблемах расстройства сна. На счету врачей сомнологов сотни пациентов, покидающих клинику, поборов проблему бесснницы ( с применением когнитивно-поведенческой терапии), храпа, обструктивного апноэ сна (сипап-терапия), и оставившими положительные отзывы о Сомнологическом центре в Москве в Хамовниках.

Центр медицины сна в Хамовниках — одно из лучших лечение бессонницы в Москве. Поэтому, столкнувшись с проблемой бессонницы у подростка, не нужно сразу бить тревогу, но и пускать на самотек состояние расстройства сна тоже нельзя. Консультация на приеме у врача сомнолога позволит вам узнать причину расстройства сна и определиться с необходимостью лечения.

Метаморфозы переходного (подросткового) возраста

Физиологические. Ребенок начинает активно расти, набирать вес, происходит полная перестройка организма. Иногда, фигура подростка непропорциональна.

Психологические. Ребенок начинает чувствовать дискомфорт по отношению к своей внешности. На лице начинают проявляться угри, у мальчиков на кожном покрове появляется первый пушок. В таком возрасте ребенок хочет побыть один на один с собой, иногда даже замыкается в собственных раздумьях, которые мешают ему спать. Родители обязаны контролировать режим дня ребенка и не давать смотреть телевизор и играть в компьютерные игры до утра. Сон должен быть более 8 часов. Растущему организму подростка необходимо высыпаться и утром чувствовать прилив сил и энергии.

Читать еще:  В чем моя проблема? Прошу помочь.

Особенности сна в подростковом возрасте

С 12 до 21 года происходят серьезные физиологические изменения в организме подростка, поэтому могут наблюдаться расстройства сна, которые потребуют индивидуального лечения. Если проблему не удается решить самостоятельно, рекомендуем записаться на прием к врачу сомнологу на консультацию. В Сомнологическом центре в Москве в Хамовниках можно пройти курс обследования и выявить причину расстройства сна, а так же вылечить пострадавший сон.

Выработка гормона сна. Из-за нарушения выработки гормона, отвечающего за сон, происходит сбой в организме. Нарушение работы биологических часов наблюдается из-за повышенных нагрузок в учебном заведении. Ребенку приходится поздним вечером сидеть за уроками.

В подростковом возрасте важно давать организму необходимое количество моносахарида, иначе ребенок потеряет бдительность и внимательность. Глюкоза отвечает за память, концентрацию внимания и мышление.

Гормональный фон подростка нестабилен. Резкие перепады настроения, депрессия и стрессы приводят к нарушению сна. В результате чего ребенок не может нормально уснуть до часу ночи, а уже после — полезность сна снижается.

Грелин — гормон голода. У подростков часто наблюдается чувство голода, поэтому они начинают активно есть, что приводит к ожирению. Проблему необходимо решать вместе с квалифицированным специалистом, чтобы избежать серьезных нарушений и сбоев в организме подростка.

Причины нарушения сна у подростков

Подростковый возраст не зря называют одним из самых сложных периодов в жизни. Повышенная эмоциональная восприимчивость, постоянные разборки дома, в школе приводят к негативному восприятию окружающего мира, а соответственно уснуть с полным “переполохом” в голове сложно. Врач сомнолог в Москве в Хамовниках поможет поставить правильный диагноз и предложить действенную схему лечения.

Подростки воспринимают трудности, как нечто более и в некоторых случаях перегибают палку в эмоциональном плане. Важно своевременно отреагировать на нежелательные изменения и обратиться в медицинский центр за помощью. Квалифицированная помощь врача поможет разобраться в любой проблеме и решить гуманным путем без ущерба для сна. В данном случае врачи сомнологи в Москве всегда работают в сотрудничестве с психотерапевтами и неврологами, определяя причину расстройства сна и приоритет дальнейшего ведения подростка тем или иным специалистом.

Интеллектуальные перенапряжения влекут за собой свои сложности. Умственную нагрузку желательно чередовать с физической, чтобы дать организму передохнуть и взбодриться. Лучше всего, приходя из школы полчаса отдохнуть и перевести внимание на что-то отвлекающее.

Сбой в работе биологических часов. Не секрет, что подростки любят поиграть в компьютерные игры, даже если уже пора ложиться спать, переписываются с друзьями в социальных сетях днями и ночами, что приводит к расстройству сна. Утром сложно встать по будильнику, а вечером невозможно уснуть.

Стрессы. Дети в подростковом возрасте часто слишком драматично переживают практически несуществующие проблемы. Это приводит к проблеме бессонницы и не высыпанию по утрам. Организм чувствует слабость, разбитость.

Недостаток физической активности. Однотипные занятия утомляют организм, но не дают спокойно вечером уснуть. Лучше всего чередовать умственную, интеллектуальную и физическую активность. В случае, если не получается самостоятельно наладить режим сна и нормализовать здоровый отдых в ночное время суток, рекомендуем записаться к врачу сомнологу на прием. В Сомнологическом центре в Москве в Хамовниках можно получить комплексную консультацию врача сомнолога и действенную помощь. Врач сомнолог подбирает индивидуальную схему для решения проблемы бессонницы пациента.

Общение в социальных сетях затягивает в трясину и отвлекает от отдыха. Подростку сложно уснуть после эмоционального перенапряжения, поэтому перед сном лучше исключить переписку, игры и просмотр роликов в Интернете.

Прежде чем записываться на прием к врачу сомнологу в Москве, родители должны попытаться поговорить с ребенком и постараться выяснить возможные причины бессонницы. Зачастую дети в переходном возрасте отказываются идти на контакт и замыкаются в себе. Взрослым важно не перегнуть палку, а в спокойной, располагающей обстановке провести дружескую беседу.

Истерика, стресс, депрессия. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

Две недели, как начался новый учебный год, но ваши дети никак не могут войти в колею, находятся в апатичном состоянии? Вместе с уфимским психологом Центра логопедии и нейропсихологии Евгенией Лялиной рассказываем, как себя вести, если ребенок не хочет идти в школу.

Истерика, стресс, депрессия. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

1

Откуда стресс?

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках которых необходимо выстраивать отношения с учителем и сверстниками.

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения.

2

Оценки – второстепенно

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник. ». Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Поэтому всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

Читать еще:  Муж смотрит на других

1.jpg

3

Он чужой в классе

Смена коллектива, места обучения и правил – всегда стрессовая ситуация. Ребенку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить. И только после этого делать шаги к сближению.

4

Учитель всему виной?

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника.

Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны педагога. Как следствие – школьник может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку – он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый – взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребенок получит больше свободы выражать себя через обучение.

8ac4e511878bc48978cbd56a6684935e.jpg

5

Он отказывается идти в школу

Если ребенок заявил, что в школу больше не пойдет, то с «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа – это и правда сложно, но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить. ».

Ваша задача – попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

6

Родителям на заметку

Задача взрослого – поддержать ощущение успешности ребенка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать – вдруг все совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки?

Что чувствует ребенок и что происходит с его организмом?

Часто ребенок чувствует усталость, плохо спит и ест. Испытывает тревогу и волнение.

В этих условиях организм находит гениальное решение – ребенок заболевает. Появляется насморк, кашель, температура. Мы оставляем ребенка дома. И – о чудо! К обеду он здоров.

В данном случае мы говорим не о настоящих вирусных инфекциях, а о том периоде, когда ребенок ходит в школу и нет предпосылок для
заболевания – вируса, инфекции, длительного переохлаждения.

Организм справился со стрессом, несколько дней ребенок отдыхает, потом идет в школу и все по новой. Родители удивляются: ведь раньше-то он не болел! А в школу пошел – и с больничных не вылезает.
Вывод: школа – рассадник инфекции!

Действительно: если ребенок ходит в школу, он контактирует с другими детьми. И вероятность того, что он заболеет, в разы выше, чем если бы он сидел дома.

Но в нашем случае – надо помочь ребенку (да и взрослым) адаптироваться к новым условиям.

Затем ребенок приходит домой. Вместо того, чтобы заняться привычными играми, ему приходится учить уроки. Снова стресс и как следствие – нежелание учиться.

А еще в школе ребенок адаптируется к новому коллективу и новым учителям.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого — поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать — вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

Читайте также :

Стрессы у детей младшего школьного возраста

Стресс у ребят, которые только пошли в школу, — это реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую они не могут контролировать самостоятельно.

В первые месяцы учебы уклад жизни детей, к которому они уже успели привыкнуть, радикально меняется. Это нередко приводит к постоянным переживаниям и стрессу, ведь у ребенка появляется много новых обязанностей, режим дня становится более жестким.

Среди основных симптомов стресса у ребят школьного возраста: повышенная утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, замкнутость, заикание — беспричинная раздражительность.

Советы, благодаря которым можно победить детский стресс:

* Помогите ребенку нормализовать режим дня — ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.

* Перед сном школьнику рекомендуется принимать теплый, но не горячий душ.

* Важно и правильное питание, а также прием детских витаминных комплексов.

* Старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним.

* По возможности обсуждайте проблемы.

* Чтобы снять умственное перенапряжение, рекомендованы регулярные физические нагрузки, например, танцы, плавание или спортивные игры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector