Дивиантное поведение подростка, лечение без эффекта
Дивиантное поведение подростка, лечение без эффекта
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.
Статья:
Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.
Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].
При этом общая позиция практиков (из власти, образования, МВД и т.д.), является подчеркнуто прагматичной и в обращении к потенциалу социальных наук звучит так: «не надо нам пустой теории, дайте работающие технологии и механизмы». Совершенно ясно так же, что в сложившихся социокультурных условиях никакие механизмы и технологии не будут работать эффективно. Для пояснения приведем пример: введенный во многих регионах России, в том числе в Ульяновской области, «детский комендантский час» Сначала предполагалось ограничить время пребывания 16-18-летних подростков в общественных местах десятью часами вечера, но региональная общественная палата отстояла для них «лишний» час. Ограничения для детей младше 16 лет были введены в Ульяновской области в апреле 2009 года.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
Девиант — индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Как уже было сказано, проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.
Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.
Е.И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [2].
Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].
Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].
Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].
Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.
Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.
Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].
Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:
- комплексность;
- адресность;
- массовость;
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремленность в будущее [5].
Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].
Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.
Первичная профилактика направлена на:
- устранение неблагоприятных факторов, вызывающих
- девиацию;
- повышение устойчивости личности к влиянию этих
- факторов.
Вторичная профилактика предполагает:
- раннее выявление нервно-психических нарушений;
- реабилитацию;
- работу с «группами риска».
Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.
- лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения;
- предупреждение рецидивов.
Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.
В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].
Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации [7].
Проблема профилактики девиантного поведения подростков — многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.
Причины возникновения заболевания
Расстройство пищевого поведения в подростковом периоде может возникнуть по нескольким причинам:
- биологические и психоэмоциональные изменения — недовольство своим телом, низкая самооценка, семейные конфликты, зависимость от мнения окружающих;
- генетические расстройства пищевого поведения — различные сбои обмена веществ, нарушение толерантности к инсулину когда резкие падения глюкозы в крови вызывают неконтролируемый голод;
- влияние выработки эстрадиола (половой гормон и женщин и мужчин).
Родители не всегда могут заметить начало заболевания, потому что подросток скрывает свое состояние, его вес остается в пределах нормы. Обращение за помощью обычно происходит на поздних стадиях.
Какие новые методы воспитания должны помочь детям стать успешными
В России практически отсутствуют специалисты, способные оказывать помощь подросткам. В фонде предлагает разработать профессиональный стандарт «Девиантолог», а также создать учебные программы для подготовки специалистов для работы с девиантными подростками. Соответствующие рекомендации будут отправлены органам исполнительной власти, Министерству внутренних дел РФ, судебным органам, а также учреждениям уголовно-исполнительной системы.
По мнению доктора психологических наук Ильи Слободчикова проблема девиантного поведения подростков является актуальной, однако из-за отсутствия «единого понимания на уровне государства о методах работы» создание социально-судебных учреждений преждевременно: «У нас нет не только адекватных методов работы с подобными вещами, но и системы работы. У нас никогда не рассматривалась на государственном уровне необходимость создания специализированных программ по такой работе».
Заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Владимир Менделевич в разговоре с “Ъ” отметил, что рекомендации фонда требуют более детальной проработки. Он также сообщил, что психокоррекция может помочь лишь тем подросткам, девиантность которых связана с психологическими причинами: «Наивно полагать, что терапевтическими методами можно исправить мировоззрение личности, растущей в криминальной среде. Не все противоправное поведение связано с психологией».
Диагностика
Деструктивные поведенческие расстройства сложны, поскольку включают множество различных условий, действующих в сочетании. Например, ребенок, демонстрирующий противоправную активность, также может иметь проблемы с вниманием, страхи, расстройства настроения.
Методы диагностики включают:
- осмотр педиатра, психолога, невролога, детского психиатра;
- глубинные интервью с родителями, ребенком, учителями;
- тестирование и анкетирование.
Диагноз ставится, если поведение ребенка соответствует критериям, указанным в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств Американской психиатрической ассоциации. Важно исключить острые стрессовые факторы, которые могут нарушать поведение ребенка. Например, давление со стороны сверстников может быть ответственным за внезапные изменения в типичном поведении.
Коррекция девиантного поведения
В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.
Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватную терапию.
Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений . Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.
В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.
Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!
Авторы:
Врач высшей категории, психотерапевт, сексолог Виткин М. М.;
К.п.н., психолог, сексолог-консультант Бальций Н. М.
Запись по телефону в Санкт-Петербурге: +7 (812) 903-85-03
Девиантный подросток
Ребёнок – неуправляем? Устали от конфликтов дома и вызовов в школу? Классическая гомеопатия. Лечим отклонения без седативных. Узнайте подробности!
Девиантное, отклоняющееся поведение у подростка. Что это?
Девиантное поведение – отклонения в поведении от принятых в обществе норм.
Может проявляться по-разному:
— преступления закона
— злоупотребление психотропными средствами
— суицидальные наклонности, куль смерти
— игровая и компьютерная зависимость
— сексуальные нарушения (мастурбация, беспорядочные половые связи)
— трудоголизм
— пищевые отклонения (булимия, анорексия)
Общим для всех видов отклоняющегося поведения является стремление уйти от решения проблем в реальной жизни, заменить многообразие жизни концентрацией в какой-то одной сфере.
Как правило, таким нарушениям сопутствует эгоцентризм – сконцентрированность на своей персоне, игнорирование мнения окружающих, если их мнение расходится с твоим.
Чаще всего, девиантное поведение приводит к деградации личности.
Девиантное поведение у подростка. Распространённые способы лечения.
Проще проводить профилактику такого поведения с помощью мер социально-психологического характера.
Психологически уравновешенный, ощущающий поддержку семьи, уверенный в себе подросток редко демонстрирует отклоняющееся поведение.
Но что делать, если это уже случилось и поведение Вашего ребёнка не вписывается в поиски себя в жизни, характерные для всех подростков?
Лучший способ – опять же меры педагогические. Однако.
Мы ведём речь не о невоспитанности, а о болезни. Суть болезни в том, что беседы и увещевания вызывают у больного подростка агрессию и ещё большую отчуждённость.
Значит нужен комплекс из педагогических и медицинских мер воздействия.
Девиантное поведение подростка. Лечим гомеопатией!
Гомеопаты считают, что девиантное поведение – способ компенсации недостатка чего-то. Какая-то часть личности – недоразвита. И такое недоразвитие подросток пытается компенсировать, как может.
В арсенале классического гомеопатата достаточно средств, что бы помочь компенсировать различные недостатки. Только нужно выяснить, какое из них – поможет.
Особенность гомеопатии в лечении психоэмоциональных нарушений в том, что гомеопат классик не даёт советов и наставлений.
Выяснив проблему, он даёт гомеопатический препарат, под воздействием которого пациент «самостоятельно» всё понимает.
Нередко единственным эффектом от назначений является то, что до больного вдруг «доходит», что он не прав и главное — больше так делать он не хочет.
Это – не просто и не быстро, но каждый действующий гомеопат может рассказать Вам вот такие «чудесные» случаи с изменением характера пациента.
Суицидальные наклонности, склонность к частой мастурбации, немотивированная извне агрессия, анорексия, трудоголизм, робость и застенчивость, потребность к противоречию, стремление «делать на зло» — вот далеко не полный перечень симптомов, которые успешно лечатся гомеопатическими средствами.
Преимущества гомеопатического лечения девиантного поведения у подростка:
Для коррекции поведенческих нарушений у детей применяют психологические и медицинские методы.
Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них:
- стимуляция гуманных чувств у ребенка;
- ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
- осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
- переключение ребенка на иное состояние;
- стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
- моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка “здесь и теперь”;
- предупреждение нежелательного поведения;
- положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;
- стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
- отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
- стимуляция чувства юмора у ребенка;
- стимуляция телесного контакта с ребенком;
- стимуляция мотивации соревновательности;
- стимуляция чувства прекрасного у ребенка.
Медицинская коррекция нарушений поведения осуществляется психотерапевтическими и медикаментозным способами.
Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений. Хороший эффект даёт индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов ребёнка.
Схема медикаментозной коррекции подбирается строго индивидуально и допускает сочетание различных препаратов (нормотимиков, лёгких нейролептиков, лёгких транквилизаторов, ноотропных препаратов с седативным действием, антидепрессантов).
Наилучший результат в лечении нарушений поведения у ребёнка может быть достигнут при сочетании психологических, психотерапевтических и медикаментозных методов коррекции.