Bionis-clinic.ru

Клиника Бионик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро успокоиться перед экзаменом

Как быстро успокоиться перед экзаменом

Многие абитуриенты хотят знать, как успокоиться перед экзаменом. Окончание школы для подростков, сдача экзаменов и защита диплома в институте для студентов – это постоянный стресс. Нервное потрясение снижает мозговую активность, губительно влияет на состояние организма в целом. Важно научиться справляться со стрессом.

Страх перед экзаменом есть у многих учеников

Страх перед экзаменом есть у многих

Экзаменационный стресс подростков: проблема и преодоление

Автор

/module/item/name

Каждый ученик по завершению обучения в школе обязательно сдаёт Единый государственный экзамен. Кто-то выбирает несколько дополнительных предметов и стремится набрать максимум баллов для поступления в вуз, а кто-то мечтает сдать только обязательные предметы для получения аттестата. В любом случае, и для тех, и для других ситуация подготовки к экзаменам является стрессовой. В подтверждение приведу свой опыт общения с выпускниками школ на тему профориентации.

В первую очередь, подросткам ЕГЭ преподносится как нечто решающее и определяющее практически всю будущую жизнь. Речь об этом начинает вестись еще задолго до самого экзамена — многие учителя ссылаются на ЕГЭ, стараясь заинтересовать детей изучаемой на уроке темой. Таким образом, школьники оказываются очень о нём наслышаны, но саму суть узнают лишь в выпускном классе. Вызвано это еще и тем, что процедура Единого государственного экзамена ежегодно претерпевает изменения. Как известно, ситуация неизвестности заставляет практически каждого человека испытывать дискомфорт. Подросток, до конца не понимая как проходит ЕГЭ, начинает бояться ситуации экзамена. Так ставится «якорь» «ЕГЭ — это страшно», а дальше подсознание подростка делает своё дело путём ассоциации: всё, что связано с ЕГЭ, автоматически становится страшным и невозможным. Таким образом, школьник не знает, как будет проходить экзамен, не совсем понимает систему оценивания, слышит от учителей о том, что изучаемая тема сложна, но она будет на ЕГЭ. Находясь в ситуации неизвестности, подросток ощущает себя беспомощным, что ударяет по самооценке, которая в данном возрасте и так является неустойчивой. Поэтому учителям и родителям следует не запугивать учеников тем, что они не смогут сдать ЕГЭ, если будут отвлекаться от занятий, а помочь им разобраться в том, что представляет из себя этот экзамен.

Вторая проблема — страх выглядеть неудачником. В подростковом возрасте происходит активное становление личности, появляется склонность к рефлексии, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании. Подросток подвержен влиянию референтной группы. Он часто сравнивает себя с одноклассниками и зачастую считает себя слабее в области знаний. И, хотя подобные мысли возникают у большинства подростков, мало кто из них не задумывается о том, что он сам может быть для кого-то примером для подражания. По этой причине у них появляется страх набрать на экзамене меньше баллов, чем значимые фигуры. Эта ситуация очень тревожит выпускников и формирует страх оказаться хуже остальных и стать посмешищем.

Третья проблема кроется в выбираемой профессии. Проведённое мною исследование свидетельствует, что большинство выпускников делают выбор самостоятельно. Около 35% подростков прислушиваются к предложениям родителей и учителей; 15% поступают вместе с друзьями; 7% признаются, что затрудняются сделать выбор.

Как известно, разные специальности требуют разный набор сданных предметов. У тех, кто выбрал профессию самостоятельно, руководствуясь мотивом делового отношения (по С.С. Гриншпун), не возникает проблем с подготовкой, поскольку выбираемые предметы вызывают интерес. Остальные испытывают затруднения по той причине, что они оказываются вынуждены сдавать те предметы, которые не особо интересны или не очень понятны. К тому же они нередко ощущают давление со стороны взрослых, которые утверждают, что готовиться нужно усердно, чтобы поступить. Этим ребятам приходится тратить больше сил на подготовку, что приводит к переутомлению, снижению эмоционального фона, повышению тревожности.

Четвёртой проблемой является страх не оправдать ожидания родителей. Зачастую родители, сами того не осознавая, пытаются воплотить свои мечты с помощью ребёнка, забывая о том, что дочь или сын является отдельной личностью со своими целями, стремлениями и мечтами. Нередко можно услышать фразу: «Я не смог, так пусть хоть у моего ребёнка получится!» Хорошо, если речь идёт об общих целях. Если же родитель мечтал стать медиком, а ребёнок видит себя дизайнером, то здесь мы видим несхожесть интересов. Разумеется, родитель считает профессию врача более благородной и нужной. В силу того что его цель не была достигнута, он найдёт массу причин в пользу того, почему именно эта цель важнее цели его ребёнка. В данном случае ярко проявляется эффект Зейгарник: родитель не завершил своё стремление и не смирился с этим. Эта цель запомнилась, но всё же немного трансформировалась. Родитель понимает, что ему уже не быть медиком, а вот ребёнок вполне мог бы им стать. Таким образом, цель родителя смещается на ребёнка. К тому же от родителей можно услышать подобные фразы: «Ты сначала нормальную профессию получи, а потом делай, что хочешь!»; «Ты еще не совсем понимаешь, чего хочешь. Твоё рисование / пение / танцы — это увлечение. Ну выучишься ты на певицу, где потом работать будешь? Я лучше знаю, какие профессии сейчас нужны». Здесь мы наблюдаем обесценивание интересов подростка.

Конечно, ребёнок мнение родителя считает самым правильным, поэтому зачастую выпускники следуют советам родителей по поводу выбора профессии. А с выбором профессии, как уже было описано выше, связано то, какие экзамены предстоит сдавать. Здесь подросток и сталкивается со страхом не оправдать надежд родителей. Если ему не удастся успешно сдать экзамены и поступить на выбранный родителями факультет, подросток столкнётся с чувством вины, комплексами и неуверенностью в себе.

Подобная ситуация возникает и тогда, когда в семье существует некая традиция или профессиональная династия. Например, все близкие родственники — педагоги. Ребёнок с ранних лет оказывается окружен темой педагогики, он знает, что в будущем тоже станет преподавателем. Уже в старших классах он начинает ощущать на себе груз ответственности. Ведь ему кажется, что выбора у него, по сути, нет: его единственный путь — в пединститут. Конечно, появляется страх провала на экзамене. Это также может привести к появлению чувства вины, пассивности, неуверенности в себе.

Читать еще:  Мужу поставили диагноз шизофрения. Сейчас пьет зипрексу

Конечно, родители тоже нередко переживают, что их ребёнок не оправдает их ожиданий. Однако не стоит перекладывать свои мечты на плечи ребёнка в стиле «ты должен». Всё, что должен сделать подросток в ситуации выбора жизненного пути, — это понять себя. Помогите ему разобраться в том, чем бы он хотел заниматься, что ему интересно в жизни. Беседуйте, задавайте вопросы, мягко направляйте, подсказывайте, но избавьтесь от директивного стиля. Предложите пройти тест на профориентацию. Очень хорошо подойдёт дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, который позволит выявить склонность к определённому типу профессий. Исходя из результатов можно будет узнать необходимые навыки и особенности личности специалиста и перебрать ряд подходящих специальностей. Это также поможет определиться с экзаменационными предметами, ведь тогда выпускнику будет более понятно, для каких целей ему нужны те или иные знания.

Пятая проблема вытекает из предыдущих. Согласно результатам моего исследования, около 70% выпускников планируют готовиться к ЕГЭ с репетитором или на подготовительных курсах. 5% демонстрируют неуверенность в своих силах, скрывая ее под маской безразличия, и утверждают, что готовиться не будут, так как планируют поступать на платное отделение. Из этого можно сделать вывод, что около 75% выпускников сталкиваются с материальными затратами. Данная проблема больше тревожит родителей, хотя многие выпускники сознательно подходят к этому вопросу и стремятся материально помогать родителям.

Таким образом, ситуация экзамена оказывается стрессовой как для детей, так и для родителей. В связи с этим считаю необходимым дать следующие рекомендации.

Отточите навыки

Привычные действия успокаивают, поэтому можно организовать «домашний ЕГЭ». Пусть ребенок тренируется решать экзаменационные задачи не просто так, а в обстановке, максимально имитирующей предстоящее испытание: рабочий стол должен быть пуст, все учебники – убраны из поля зрения, а ответы не в тетради, а на распечатанном бланке, в котором каждый раз заполняйте и раздел с паспортными данными.

Пока на экзамене мозг будет стараться справиться с приступом паники, руки приступят к делу. А там и мозг подключится!

Простые ритуалы для экзаменов

Можно посыпать солью зачётку, при этого приговаривая фразу: «Как соль попала, так и отметка попадёт». Проведите ритуал пять раз, чтобы получить оценку «отлично».

В день экзамена утром сядьте у окна и раскройте зачётку. Когда первые лучи солнца попадут в ваш дом, произнесите: «Солнце в дом вступает, в зачетку хорошие отметки привлекает!». Сделать это нужно ТРИ раза, после чего захлопнуть зачётную книжку и оставить её ещё полежать немного на окне.

Прямо в аудитории можно попробовать прочитать заговор на хорошие отношения с экзаменатором. Когда он повернется к вам спиной, скажите следующие слова: «Как в дверь входишь, так добротой обрастаешь, каверзные вопросы забываешь. Ты умерен и послушен, на ошибки равнодушен. Слушаешь в пол-уха, ждет тебя послуха. Ответы благосклонно принимаешь, о своем личном мечтаешь. Аминь».

Ещё один простой ритуал на сдачу экзамена – обряд с одеждой. Для него утром возьмите одежду, в котом собираетесь пойти на сдачу. Обхлопайте каждый шов, при этом приговаривая: «Как я за Господом куда надо иду, о чем попрошу, да пошлет Он мне удачу в познании, и отвечу я на любой вопрос, чтобы ни спросили. Другого не прошу. Аминь!»

01 (5).jpg

По оценкам экспертов, страх перед экзаменом испытывают более 90% людей. Для этого состояния даже придумано специальное название — тестофобия. Ученые выделяют следующие главные причины страха перед экзаменами:

  • неопределенность;
  • неуверенность в себе;
  • генетическая предрасположенность.

Часто боязнь экзаменов — проявление страха публичных выступлений. Особенно это касается ответов на экзаменационные билеты непосредственно преподавателю или экспертной комиссии.

Страх перед экзаменом у подростков объясняется чувством стыда, которое они испытают, если не оправдают ожиданий родителей, учителей, одноклассников. Сильный страх перед экзаменом формируется у человека еще в школе, этому во многом способствует современная организация системы сдачи единых государственных экзаменов.

Страх перед экзаменом — нормальное состояние человека. Ведь именно он заставляет его готовиться к предстоящему событию, развивает различные виды мышления. Однако бывают случаи, когда страх переходит в стресс перед экзаменом. Если такое состояние возникает часто и продолжается длительное время, оно может привести к психическому расстройству. И тогда не обойтись без помощи специалиста.

Симптомы страха перед экзаменами

02 (4).jpg

Страх перед экзаменами у людей проявляется по-разному:

  • сильная жажда;
  • повышенное потоотделение;
  • влажные ладони;
  • невнятная речь;
  • скачки артериального давления;
  • повышенная тревожность;
  • состояние паники и др.

Методы борьбы со страхом перед экзаменами

Способы, которые помогут избавиться от страха перед экзаменами, зависят от того, чего именно боится конкретный человек:

  • у кого-то страх касается определенного предмета;
  • кого-то страшит общение с преподавателем; , что боится любого общения и т.д.

Советы по подготовке к экзамену касаются, во-первых, изменения восприятия ситуации, во-вторых, самого процесса подготовки:

  1. Представьте, что вы не сдали экзамен. Как это повлияет на вашу жизнь? В ней произойдет что-то страшное? Нет. Все останется на своих местах. Ну не сдали экзамен, зато приобрели новый опыт. К тому же всегда есть возможность пересдачи, к которой вы сможете лучше подготовиться. Помните, что когда вы готовы к худшему варианту развития события, любой другой исход покажется вам благоприятным.
  2. Теперь, когда вы успокоились по поводу того, что можете завалить экзамен, обратите внимание на следующий момент — лучше сдают экзамены те, кто во время подготовки вслух пересказывает прочитанный материал. Хорошо, если у вас есть слушатель. Если его нет, пересказывайте прочитанное перед зеркалом. Кстати, подобный подход помогает справиться с боязнью публичных выступлений, а также сдавать экзамен преподавателю, общение с которым вам не очень приятно.
Читать еще:  Может ли аминазин вызывать такие симптомы, и может его заменить

Если страх застал вас уже на экзамене и кажется, что вы забыли все, что учили, постарайтесь отвлечься от ситуации и переключить мозг на что-нибудь приятное или нейтральное — посмотрите в окно, подумайте о чем-нибудь хорошем. Мысли придут в порядок, вы вспомните, что нужно, и сможете ответить на все вопросы.

Если вы хотите учиться, но все же боитесь сдавать экзамены, приходите в Академию EdPro на программу «Психологическое консультирование и коучинг». Вы не только избавитесь от своих страхов, но сможете помогать делать это другим людям.

Как справиться с волнением на экзамене?

Как справиться с волнением на экзамене?

Если заплетается язык во время ответа, руки не слушаются, не держат ручку, а голова отказывается вспоминать все заученное, нужно действовать быстро. В первую очередь, нужно «спустить пар», буквально выдохнуть волнение и очистить мозг. Ведь от сдачи или не сдачи экзамена не зависит вся жизнь.

При любом раскладе можно попробовать еще раз. Отрицательный результат может означать, что выбор специальности сделан неправильно.

Собрать мысли во время экзамена поможет легкая дыхательная гимнастика: 2 резких вдоха – плавный выдох; три резких вдоха – плавный выдох. Не стоит забывать про баланс жидкости: особенно в жаркое время года стоит делать не менее 1-2-х глотков чистой воды в час.

Действенный способ – быстрое умывание или протирание лица влажными салфетками. Это охладит кожу, снимет давление.

Как унять страх перед испытательным сроком?

Как унять страх перед испытательным сроком?

Ура, вы получили заветное предложение о работе! Казалось бы, можно выдохнуть, но нет — начинаются новые переживания. На этот раз — из-за страха перед испытательным сроком. «А вдруг не пройду? Вдруг не справлюсь — и уволят?» — такие мысли мучают на новом месте даже очень опытных профессионалов. Вот семь аргументов, которые помогут снять страхи.

1. Это не экзамен

А начальник не злой преподаватель, цель которого — «засыпать» вас и «отчислить». Экзамен вы уже прошли — это была стадия отбора (собеседования и тестовые задания). Если вас пригласили на работу, значит, сочли подходящим специалистом. Причем не просто подходящим, а лучшим из всех остальных кандидатов.

Испытательный срок — это период притирки. Причем взаимной. Не только вас оценивают, но и вы оцениваете, нравится ли вам тут работать, соответствует ли ваша работа ожиданиям, которые у вас были, устраивают ли вас атмосфера и коллектив, нет ли неустранимых противоречий. Точно так же, как вы боитесь, что ваша работа не устроит работодателя, работодатель опасается того, что вам не понравится работать здесь и вы быстро уйдете.

2. Вас не хотят потерять

Работодатель не заинтересован в быстром расставании с вами. Увольнение сотрудника на испытательном сроке или по его итогам работодателю невыгодно, потому что:

  1. Это означает лишние расходы. Подбор персонала для работодателей затратный процесс — он складывается из расходов на использование ресурсов rabota.tut.by, оплаты услуг кадрового агентства (если подбор ведется через агентство) или зарплаты штатного рекрутера. Причем компании часто используют сразу несколько ресурсов для того, чтобы закрыть вакансию как можно быстрее.В случае вашего увольнения процесс подбора придется начинать заново. Да, возможно, на ваше место есть «запасной» кандидат из числа тех, кто вместе с вами претендовал на вакансию. Но не факт, что этот человек всё еще в поиске работы. К тому же не просто так выбор был сделан в вашу пользу. Значит, остальные кандидаты в чем-то слабее.
  2. Это повлечет напряженность в рабочих процессах. Пока место вакантно, работа по этой функции стоит. Или ее вынужден выполнять кто-то из сотрудников, разрываясь между ней и своими основными обязанностями. И то и другое плохо для процессов. Расставание с вами означает возвращение к этой ситуации, пока вам не найдут замену. К тому же нового человека тоже придется вводить в курс дела с нуля, а это время и силы.
  3. Это профессиональная неудача для рекрутера. У рекрутеров задача по найму считается выполненной не тогда, когда новый сотрудник принял предложение о работе. И не тогда, когда вышел на работу. А когда он отработал хотя бы испытательный срок. Увольнение в этот период — критический показатель для оценки качества подбора кадров и эффективности других HR-процессов в компании. Неважно, уволился человек сам, потому что ему здесь не понравилось, или с ним расстались из-за его неэффективности, — в любом случае это будет оцениваться плохой работой HR- менеджера . Считается, что причина либо в неудачном выборе специалиста, который на самом деле некомпетентен, либо в слабой коммуникации с ним на стадии договоренностей об условиях работы (какую-то информацию неправильно донесли), либо в компании не выстроена помощь новичкам на первых порах (на языке HR-менеджеров это называется адаптацией).

По этим причинам в большинстве случаев проще поднатаскать на рабочие процессы нового сотрудника, которого уже взяли, даже если он поначалу немного растерялся, чем снова начинать искать кого-то на его место.

3. От вас не ждут рекордов

Типичная ошибка — думать, что на испытательном сроке нужно из кожи вон вылезти и поставить рекорды, чтобы не быть уволенным. Нет, от вас не ждут немедленных результатов. Конечно, если вы их сразу покажете, вы звезда и претендент на блестящую карьеру. Но если нет — некритично.

Испытательный срок — это период привыкания, погружения в процессы, знакомства. У HR- специалистов этот период называется не только испытательным, но и адаптационным. Серьезные компании разрабатывают целые программы по адаптации новых сотрудников, назначают им кураторов-помощников, стараются всячески облегчить процесс погружения.

Читать еще:  Можно ли оформить инвалидность при умственной отсталости 50%

Даже если такой практики в вашей компании нет, работодатель понимает, что вы новичок и вам нужно время на то, чтобы во всём разобраться, со всеми познакомиться, привыкнуть к общей атмосфере, справиться со стрессом, который всегда бывает первое время на новом месте. Поэтому в качестве рабочих задач на испытательный срок обычно ставят вполне посильные и далеко не рекордные, а главная ваша цель — просто привыкнуть, влиться в рабочие процессы, разобраться в потоке новой информации.

Руководитель ведет себя так, будто и правда ждет от вас немедленных рекордов? Это говорит о его неопытности или некомпетентности. Поговорите с HR-менеджером — в его лице вы, скорее всего, найдете союзника. Ведь это ему в первую очередь невыгодно ваше увольнение. Он постарается аккуратно перенастроить ожидания руководителя.

Совет: сразу при получении предложения о работе спросите, какие задачи будут стоять перед вами на испытательный срок, попросите их максимально конкретизировать и записать вам письменно (в крупных солидных компаниях это и так обычная практика). Благодаря этому критерии оценки успешности или неуспешности работы на испытательном сроке будут для вас прозрачными и понятными, вы будете чувствовать себя спокойнее.

Кстати, не бойтесь и не стесняйтесь честно сказать, если объем задач кажется вам неподъемным для первых месяцев в новой обстановке. Это повод для переговоров и корректировки задач. Особенно если ваша функция в компании новая (вы первый специалист на новой должности). Вы профессионал и понимаете, сколько времени вам нужно на рабочие задачи. А работодатель, возможно, этого не знает и оценивает на глазок.

4. У вас есть право на ошибки

Именно потому, что вы новичок и пока только вникаете в детали работы, вам простительны ошибки, вызванные незнанием или непониманием некоторых деталей организационных процессов. Конечно, это не касается грубых ошибок в чисто профессиональных навыках, которые одинаковы в любом месте работы.

Например, если вы бухгалтер и пропустили срок сдачи налоговой отчетности, это профессиональная ошибка и ее вряд ли простят (хотя тоже бывают нюансы). Но, если вы по незнанию или с непривычки пропустили срок сдачи внутреннего отчета о проделанной работе своему начальнику, не стоит из-за этого паниковать. Просто скажите, что учтете на будущее, и постарайтесь не забыть в следующий раз.

5. У вас есть право на глупые вопросы

Более того, они даже приветствуются. Опять же, потому что вы новичок и еще только разбираетесь в процессах. Все понимают, что чем больше вопросов вы будете задавать, тем быстрее во всем разберетесь.

Кроме того, вопросы с вашей стороны — это свидетельство вашего желания получше во всё вникнуть, признак вашей вовлеченности в работу. Словом, с точки зрения работодателя, это хорошо. Не стесняйтесь спрашивать всё, что кажется непонятным или странным.

Только заведите себе специальный файл или бумажный блокнот (как удобнее) и возьмите за правило сразу записывать туда ответы — чтобы не задавать один и тот же вопрос по сто раз. Так вы будете выглядеть человеком, который всё схватывает на лету.

Кстати, «глупые» вопросы от новых сотрудников часто помогают вскрыть недостатки в привычных процессах и становятся источником идей для улучшений тех или иных алгоритмов. Потому что те, кто работает в компании давно, привыкли к установленному порядку вещей и не замечают то, что неудобно или неразумно устроено. А новенький приходит со свежим взглядом. Поэтому в эффективных командах любят и ценят «глупые» вопросы новичков.

6. У вас есть право на просьбу о помощи

Тут такой же принцип, как и с вопросами: новичкам всегда нужна помощь и поддержка, это абсолютно нормально и не стыдно. Не просто так в крупных компаниях новым сотрудникам назначают кураторов из числа коллег, их задача — подсказывать, показывать и даже водить «за ручку», если нужно.

По этим же причинам в серьезных компаниях назначают регулярные встречи новичка с кураторами, руководителем и HR-менеджером — чтобы интересоваться у него, как идут дела и нужна ли помощь. Не стоит подозревать тут подвох («Они, что, хотят поймать меня на бестолковости и непрофессионализме?»). Не надо притворяться, что вам всё легко, и отказываться от помощи, если на самом деле она вам нужна. Смело пользуйтесь своим правом: чем больше помощи вы получите на первых порах, тем быстрее станете самостоятельным и покажете коллегам классные результаты.

Кстати, честная обратная связь от новых членов команды, как и вопросы, тоже часто помогает увидеть системные проблемы в работе. Каждый может вспомнить историю о том, как вместо одного уволившегося сотрудника сформировали целый отдел. Спрашивается, почему же не сделали этого тогда, когда здесь работал прежний сотрудник? Всё просто: потому что все привыкли, что он годами как-то справлялся один. Возможно, даже считали его работу недостаточно качественной. И только новичок помог осознать, что объем работ в этой функции давно перерос пределы, доступные одному человеку, и для хороших результатов надо расширять команду.

7. Вы здесь нужны

Это самое главное, о чем нужно помнить. Вас сюда пригласили, потому что нуждаются в ваших опыте, навыках и способностях. Вас искали и выбрали из десятков или даже сотен других претендентов — значит, у вас точно есть то, что нужно для этой работы. Настройтесь на позитив, осматривайтесь, осваивайтесь, знакомьтесь, вникайте, делайте свое дело — смелее! И всё будет хорошо!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector