Стадии рака

Все опухоли (или, на языке врачей — новообразования) делят на две большие группы: доброкачественные и злокачественные. Первые обычно не опасны для жизни, а вторые, если человек не получает лечения, приводят к гибели. В 2015 году от рака во всем мире умерло почти 9 миллионов человек.

Фатальность злокачественных опухолей связана с двумя их главными свойствами, которые, собственно, и отличают их от доброкачественных новообразований:

• Инвазивный (инфильтрирующий) рост: злокачественные клетки прорастают в окружающие ткани и разрушают их.
  • Метастазирование: раковые клетки могут отрываться от первичной опухоли и мигрировать по организму, давая начало вторичным очагам в разных органах. Многих онкологических больных убивают именно метастазы.

Для врача важно понимать, насколько сильно рак успел распространиться в организме пациента. Ведь от этого зависит лечение и прогноз. Для того чтобы упростить эту задачу и внести четкость, в течении каждого онкологического заболевания принято выделять определенные стадии.

Диагностика метастатического поражения кости

Первая причина заподозрить метастазы в кости — анамнез пациента, где ранее уже было упомянуто о развитии в организме онкологического процесса. Сильные боли в костях, которые не утоляют обезболивающие препараты и которые не являются последствием травмы, требуют немедленного исследования на наличие метастазов.

Также комплексное исследование необходимо пациенту, у которого не диагностирован первичный очаг поражения. Исключить связь боли и метастазов в кости невозможно, так как многие злокачественные новообразования проходят без явных признаков.

Методы диагностики метастазов в кости:

• Рентгенография болевого участка кости проводится, чтобы обнаружить патологические нарушения костных структур: на снимке отчетливо заметны переломы, ушибы, вывихи, новообразования, которые могут быть причиной болезненности
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) помогает визуализировать костные структуры: четкие изображения помогают определить наличие метастазов, их размер, структуру и границы распространения, а магнитно-резонансная томография является безвредной и безболезненной процедурой, разрешена для регулярного проведения
  • КТ (компьютерная томография) является послойным сканированием пораженной области, что обеспечивает максимально точное исследование пораженной зоны: благодаря многослойным изображениям удается определить характер и размер опухоли, выявить структуру и точные границы распространения без особой подготовки к процедуре, с доступностью для детей и взрослых пациентов
  • Сцинтиграфия — метод функциональной визуализации, который заключается во введении в организм пациента радиоактивных изотопов для получения изображений за счет выдаваемого излучения: двумерное изображение позволяет детально исследовать кости, подтвердить или исключить наличие метастазов
  • Биохимический анализ крови — это исследование необходимо для определения состояния здоровья пациента, а также для выявления уровня кальция в организме (если он повышен, то это гиперкальциемия — симптом патологических нарушений строения кости и повод заподозрить метастазы).
Читать еще:  На месте родинки появилась болячка

Причины метастазов в печень

Метастатический рак печени особенно часто возникает при висцеральных новообразованиях, поскольку кровь от органов брюшной полости поступает в печень через систему воротной вены. Является распространенным осложнением рака желудка, рака поджелудочной железы, рака желчного пузыря и рака прямой кишки. Вместе с тем, злокачественные клетки могут попадать в печень и из органов, не дренируемых системой воротной вены. Метастатический рак печени часто возникает при раке легких, меланоме и раке молочной железы, нередко диагностируются при раке яичников, раке простаты и опухолях почки.

К числу злокачественных новообразований, редко метастазирующих в печень, относятся рак мочевого пузыря, рак глотки, рак полости рта и рак кожи. В ряде случаев метастатический рак печени бывает трудно отличить от первичной опухоли органа. Заподозрить вторичное поражение в подобных случаях можно по раннему появлению асцита, обусловленного обсеменением брюшной полости злокачественными клетками. Больные с вторичным новообразованием в печени нередко погибают от ракового перитонита, не успевая дожить до значительного увеличения органа.

Обследование при метастазах в печень

Заподозрить и диагностировать вторичную опухоль поможет тщательный осмотр пациента, сбор анамнеза заболевания, характер его жалоб. Проводятся лабораторные и инструментальные исследования:

• анализы – общий анализ крови, развернутый общий, биохимический анализ крови, исследование на наличие антител к вирусным гепатитам, анализ мочи;
  • УЗИ печени, поджелудочной железы, желчного пузыря и селезенки, органов малого таза;
  • УЗКТ органов брюшной полости на этапе скрининга, и как контрольный метод при биопсии узла;
  • рентгенография легких;
  • ЭКГ;
  • колоноскопия;
  • ЭФГДС.

Нередко требуются другие высокотехнологичные исследования. Чаще такая необходимость появляется при затруднении в обнаружении первичной опухоли, распознавании злокачественного процесса.

• КТ или МРТ легких;
  • КТ или МРТ брюшной полости, органов малого таза (для лучшего результата применяют гепатотропный контраст). Введение контраста помогает врачам оценить характер кровоснабжения в метастазе (узловом образовании). Есть свои особенности кровотока при гепатоцеллюлярном раке.
  • онкомаркеры в крови (СА 19-9; РЭА, АФП);
  • ПЭТ/КТ брюшной полости с холином проводится для выявления внепеченочных метастазов;
  • лапароскопия;
  • эластометрия;
  • сканирование костной ткани.
Читать еще:  Можно ли принимать горячую ванну

obsledovanie.jpg

Фото: проведение МРТ исследования

Наиболее информативным методом является проведение биопсии выявленного узла в печени.

Диагностика рак желудка

Основной метод диагностики рака желудка ― ФГДС (фиброгастродуоденоскопия). В процессе процедуры в полость желудка вводят эндоскоп (гибкую трубку с камерой и манипулой на конце). Изображение с камеры выводится на монитор. В процессе изучения слизистой определяют локализацию опухоли и ее приблизительный размер. Для определения гистологического типа выполняю биопсию (забора тканей из очага перерождения). Полученный фрагмент отправляют на морфологическую экспертизу. По результатам исследования проводят верификацию диагноза и оценивают степень злокачественности опухоли.

Эти сведения важны при подборе тактики лечения. Чтобы оценить размеры опухоли, выполняют рентгенологические исследования. Для оценки состояния лимфоузлов и других органов проводят КТ или МРТ с контрастом. Дополнительно выполняют лабораторные анализы на онкомаркеры.

Вопросы и ответы

В разделе публикуются вопросы пациентов и ответы наших специалистов. Вопрос каждого человека касается конкретной проблемы, связанной с его заболеванием. Пациентам отвечают израильские клинические онкологи и главный врач LISOD, д.м.н., профессор Алла Винницкая.

Ответы специалистов основаны на знаниях принципов доказательной медицины и профессиональном опыте. Ответы соответствуют исключительно предоставленным сведениям, имеют ознакомительный характер и не являются врачебной рекомендацией.

Основная цель раздела
– дать информацию пациенту и его семье, чтобы вместе с лечащим врачом принять решение о виде лечения. Предложенная Вам тактика лечения может отличаться от принципов, изложенных в ответах наших специалистов. Не стесняйтесь задать лечащему врачу вопрос о причинах отличий. Вы должны быть уверены, что получаете правильное лечение.

«Особый стиль»

И тут стоит вспомнить, как активно проект по «кванториумам», да и вообще всю деятельность госпожи Раковой, одобрял, а может и лоббировал Андрей Белоусов, к тому моменту уже занимавший высокую должность в Кабмине.

«Я смотрю, как работает Марина Ракова, которая сделала уникальный проект «Кванториум» — на самом деле, это уникальный эксперимент по культивированию наставничества в дополнительном образовании. Это не просто про дополнительные образовательные практики. Это — особый стиль, особый смысл и особая форма выращивания людей, которые работают с детьми. «Кванториум» — это фабрика наставничества», — заявил Андрей Белоусов на форуме, посвященном наставничеству в российском образовании еще в 2018 году. То есть когда предполагаемые хищения уже должны были быть совершены. Его слова цитирует «Регнум».

Читать еще:  Что информативнее, пункционная биопсия легких или бронхоскопия

Особый стиль, особый смысл, особая форма выращивания людей, фабрика наставничества — одни только эти фразы могут свидетельствовать об особом, эмоциональном отношении Белоусова к проектам госпожи Раковой, а то и к ней лично. Теперь же его недоброжелатели называют Марину Ракову чуть ли не «новой версией» Елены Васильевой, бывшей протеже бывшего федерального министра Анатолия Сердюкова.

И тут еще высказывается еще одна версия, которая не противоречит вышесказанному, а, скорее, служит дополнением. Якобы, дело Раковой могло появиться именно сейчас не только из-за желания ослабить Белоусова, но и в рамках борьбы за то, кто займет кресло главы крупнейшего российского издательства учебной литературы «Просвещение».

Напомним, что в мае Сбербанк получил 25% издательства. Еще по 25% у других крупных игроков – российской госкорпорации и РФПИ. А Ракова уходила в Сбербанк как раз затем, чтобы заниматься развитием цифровых образовательных платформ — ниша, куда пытается зайти издательство при явной поддержке Правительства.

Белоусова

Марина Ракова

Напомним, что активы «Просвещения» оцениваются в сумму свыше 108 млрд рублей. Издательство — крупнейший подрядчик российских ведомств по закупке профильной учебной литературы. Это огромные денежные потоки и ресурсы, которые пригодились бы в любом аппаратном противостоянии.

В любом случае до попадания Раковой в руки следствия делать выводы преждевременно. И даже если версия о следе Белоусова в её судьбе не подтвердится, ему не избежать репутационных потерь хотя бы из-за ситуации с «Кванториумом». А в ситуации межэлитного противостояния — это может стать «соломенкой, которая переломит хребет верблюду».