Непроходимость носослезного канала у детей

Непроходимость носослезного канала у детей06.11.2019

Непроходимость носослезного канала — одна из распространенных патологий раннего детского возраста. Заболевание встречается у 5% новорожденных. В основе лежит обтурация слезного протока пробкой из естественных слизистых выделений. У детей носослезный канал достаточно узкий. При попадании околоплодных вод, частичек пыли и слизи возникает закупорка.

ДАКРИОЦИСТИТ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Дакриоцистит – болезнь глаз, проявляющаяся воспалением слезного мешка. Такой диагноз ставится при нарушении проходимости носослезного канала, в случае его сужения или полной закупорки. Подобное патологическое состояние опасно тем, что способно приводить к угрожающим жизни гнойно-септическим осложнениям.

Согласно клинической классификации принято выделять три основные формы дакриоцистита:

• острая форма (сопровождается плотным отеком, покраснением и острой болью с гнойным отделяемым);
  • хроническая форма (сопровождается отечностью и растяжением век, сужением или закрытием глазной щели, часто сопутствующим заболеванием является хронический конъюнктивит);
  • дакриоцистит новорожденных (сопровождается непроходимостью клапана Хаснера).

Консервативное лечение (местная и пероральная медикаментозная, антибактериальная терапия, компрессы, массажи) не всегда является эффективным способом избавления от дакриоцистита. В результате длительного существования болезнь может переходить в хроническую форму и сопровождаться острыми эпизодами.

В противовес консервативному, хирургическое лечение (операция дакриоцисториностомия) является более быстрым и эффективным способом облегчения состояния и снятия симптомов дакриоцистита.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ РАЗВИТИЯ ДАКРИОЦИСТИТА:

Недостаточная проходимость и/или полная закупорка носослезного канала нарушает отток слезной жидкости, застой которой приводит к созданию благоприятной обстановки для развития и роста патогенной микрофлоры, вызывающей воспаление в слезном мешке.

К затрудненной проходимости носослезного канала и возникновению воспаления слезных желез могут приводить:

• отоларингологические заболевания полости носа и/или носовых пазух (например, ринит или гипертрофия носовых раковин);
  • заболевания глаз инфекционно — воспалительного и аллергического характера;
  • наличие новообразований в носослезной области;
  • проникновение инородных тел в носослезный канал (песок, пыль, косметика и т.п.);
  • перенесенные ранее травмы (носа, век);
  • проведение эндоскопических и эндовазальных процедур на носослезных путях (например, пункция верхнечелюстной пазухи, гайморотомия);
  • врожденное аномальное развития носослезного канала.

К симптомам, подтверждающим наличие у человека дакриоцистита, относят:

• дискомфорт, покраснение и припухлость в области слезного мешка;
  • регулярное и обильное слезотечение;
  • абсцесс (гнойные выделения из пораженного глаза);
  • повышенная температура тела.

Показания к дакриоцисториностомии:

• неэффективность консервативной терапии;
  • часто рецидивирующий дакриоцистит;
  • острый дакриоцистит;
  • хронический дакриоцистит с непроходимостью слезных путей;
  • посттравматический дакриоцистит;
  • послеоперационный дакриоцистит.

Противопоказания к дакриоцисториностомии:

• тяжелое соматическое состояние (состояние после инфаркта, инсульта и т.п.);
  • хронические заболевания в стадии декомпенсации (например, сахарный диабет, почечная недостаточность и т.п.);
  • нарушение свертываемости крови;
  • острые вирусные и бактериальные инфекции.
Читать еще:  Что делать если зрачки разного размера?

Консультация у специалиста: чего ожидать от операции?

На консультации у наших специалистов вы сможете найти ответы на все интересующие вас вопросы. Использование современного оборудования и интеграция работы офтальмологов и отоларингологов клиники «Nove Tilo» позволяет проводить эндоскопическую эндоназальную дакриоцисториностомию безболезненно и максимально результативно! Наши специалисты в совершенстве владеют техникой подобных операций и выполняют их с высоким мастерством.

Симптомы Дакриоцистита у детей:

Симптомы острого дакриоцистита:

— покраснение и отек в области внутреннего угла глазной щели

— резкая болезненность в области внутреннего угла глазной щели.

Врачи при осмотре обнаруживают отек и гиперемию тканей в области слезного мешка, прилегающих участках носа и щеках. Данные ткани при пальпации плотные, возникают болезненные ощущения. Если отек выражен, сужается глазная щель. В первые дни болезни из слезных точек выделяется гной, если легонько надавливать на область слезного мешка.

Сначала канальцевая проба показывает положительный результат, позже канальцевая и носовая пробы становятся отрицательными. У ребенка преобладают такие симптомы:

Через несколько суток фиксируют размягчение инфильтрата, появляется флюктуация. Под флюктуацией понимают наличие жидкости в полости (гноя, крови и проч.). Появляется абсцесс, который может вскрыться без видимых причин и хирургического вмешательства.

У новорожденных при заболевании дакриоциститом выделяются слизь и гной из слезных точек. Положительный результат канальцевой пробы, отрицательный результат носовой пробы. При промывании слезных путей жидкость в полость носа не проходит. Может быть осложнение по типу флегмонозного острого дакриоцистита.

Процедура проходит в несколько этапов:

• анестезия: глаз обрабатывают специальными каплями, минимизирующими дискомфорт;
  • зондирование: в отверстие канала вводят тонкий зонд, конец которого проходит через мембрану и плотные скопления ткани;
  • промывание: через отверстие в зонде канал орошают стерильным раствором, смывающим все лишнее.

После зондирования врачи могут назначить массаж слезного канала и специальные противовоспалительные капли для глаз.

Диагностика дакриоцистита

Для постановки диагноза врач при анализе жалоб выясняет время появления выделений из глаз, слезотечения и слезостояния, как симптомы изменялись с течением времени; какое проводилось лечение и как долго, с какого возраста оно было начато. Обязательно попросите врача показать технику выполнения массажа слёзного мешка.

• При наружном осмотре врач определяет наличие слезостояния или слезотечения (при условии спокойного состояния ребёнка), наличие или отсутствие выпячивания у внутреннего угла глаза, осматривает кожу в области век: наличие покраснения и отёка; оценивает состояние и положение век (в частности рёберного края), рост ресниц, обращает внимание на наличие и состояние слёзных точек, оценивает характер отделяемого при нажатии на область слёзного мешка. По характеру последнего можно предположительно определить тип инфекционного агента. По объёму отделяемого можно судить о размере слёзного мешка.
    После выдавливания содержимого можно провести цветные пробы.
  • Канальцевая проба помогает оценить присасывающую функцию слёзных точек, слёзных канальцев и слёзного мешка. Для этого в глаз закапывают 2 капли 3% колларгола. В норме краска в глазу должна исчезнуть в течение 5 минут – положительная проба. Если краска исчезает в течение 10 минут, то это говорит о замедлении оттока слёзной жидкости, при этом часты жалобы на слезостояние и слезотечение – замедленная проба. Если краска задерживается в конъюнктивальной полости более 10 минут, то проба является отрицательной, при этом отток слезы значительно нарушен.
  • Носовая проба помогает оценить проходимость всей слезоотводящей системы. Для этого в глаз также закапывают 2 капли 3% колларгола. Ватную турунду вводят на глубину 2 см от входа в нос. Появление на ней краски в течение 5 минут после закапывания свидетельствует о нормальной функции слёзных путей – положительная проба, в течение 10 минут – замедленная проба, т.е. отток есть, но он несколько замедлен; появление краски позднее 10 минут свидетельствует о отсутствии оттока и говорит о полном нарушении проходимости слезоотводящей системы – проба отрицательная.
  • При постановке цветных проб у младенца, он должен лежать на спине. При их проведении ребёнок, как правило, кричит, при этом удобнее наблюдать появление краски на задней стенке глотки. Трактовка результатов идентична таковой при носовой пробе.
  • Обязательно проводится лабораторное исследование отделяемого, с целью выявления возбудителя и определения чувствительности к антибиотикам.
  • К дополнительным методам исследования относятся эндоскопия полости носа, зондирование и промывание слёзных путей, которые применяются не только с диагностической, но и с лечебной целью.
Читать еще:  Возможно ли полное излечение

Также при обследовании ребёнка с дакриоциститом необходим общий анализ крови и консультация педиатра, с целью исключения сопутствующей ОРВИ, аллергии или других заболеваний.

При закапывании антибиотиков или антисептиков процесс может проходить полностью, но при отмене появляется вновь.

У части детей к 14-му дню жизни желатинозная пробка самостоятельно рассасывается, воспаление стихает, и заболевание заканчивается без всяких последствий. Но в некоторых случаях этого не происходит, и тогда требуется помощь детского офтальмолога.

Лечение дакриоцистита новорожденных состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в массаже слезного мешочка. Слезный мешочек находится у внутреннего края глазной щели. Взрослый человек может прощупать его у себя через кожу. Массаж проводит мама, после каждого дневного кормления движениями с усилием вверх и вниз — по 6-10 движений. Если при массаже количество гнойного отделяемого в глазной щели увеличивается (выходит из слезного мешка) — массаж проводится правильно. Массаж тем более эффективен, чем младше ребенок. Не имеет смысл делать массаж еле касаясь, нужно его делать с разумным усилием.

Массаж — самая важная процедура на первом этапе лечения дакриоцистита новорожденных, так как он воздействует на причину и направлен на улучшение проходимости слезных путей. Однако и со скопившимся гноем мириться нельзя. Необходимо промывать глазное яблоко, с тем чтобы удалить частицы гноя. Лучше всего это делать раствором фурацилина (одна таблетка на стакан кипятка). Протирают глазную щель стерильным ватным тампоном от виска к носу. Лучше использовать ватные тампоны, а не марлевые, так как марлевые оставляют ворсинки. После того как гной эвакуирован необходимо закапать раствор антибиотика. Как правило, это левомицитин 0.25% .

Обычно назначения врача выглядят примерно так:

Правила введения антибактериальных капель для глаз

Прежде чем начинать процедуру закапывания, врачи рекомендуют промыть глаза антисептическими растворами, чтобы удалить остатки гноя. Для этого хорошо подходит пенициллин. Он продается в виде порошка, который нужно развести по инструкции. Однако его с осторожностью следует применять при аллергии и индивидуальной непереносимости. Также для очищения от гноя можно использовать раствор фурацилина или настой ромашки аптечной. Для каждого глаза берут отдельный ватный диск. Перед началом процедур следует вымыть руки. При введении капель следите чтобы кончик дозатора флакона не касался слизистой и кожи вокруг глаз, иначе это может вызвать повторное заражение. Закапывайте ровно столько лекарства, сколько прописал врач. После завершения нужно аккуратно промокнуть область вокруг чистой салфеткой и повторно вымыть руки, чтобы избежать заражения самому.

Читать еще:  Мутно в глазах после сна

следует вымыть руки

Антибактериальные глазные капли — эффективное средство при лечении заболеваний органов зрения у детей. Они имеют местное действие, без проникновения в кровоток. Препараты борются с возбудителями болезни, выполняя антисептическую функцию. Если они подобраны правильно, то приносят результаты в течение 7-15 дней.