Можно ли жить без полушария или мозжечка? Несколько интересных фактов об уникальных возможностях мозга

Практикант «Фонаря» записала лекции научного журналиста Алексея Паевского и основателя портала Neuronovosti.ru Анны Хоружей о возможностях человеческого мозга.

В декабре в бизнес-пространстве «Контакт» прошли две научно-популярные лекции об устройстве человеческого мозга. Научный журналист с десятилетним стажем Алексей Паевский и врач-ординатор Научного центра неврологии, основатель портала Neuronovosti.ru Анна Хоружая провели две лекции о возможностях мозга и рассказали об уникальных случаях в медицине. Ниже приводим расшифровку некоторых вещей, о которых они говорили.

Аномалия Арнольда-Киари

Аномалия Арнольда-Киари – это группа врожденных заболеваний, при которых наблюдается смещение вниз задней части мозжечка или сочетание опущение мозжечка и нижней части продолговатого мозга через большое затылочное отверстие (foramen magnum) в спинномозговой канал.

Аномалия Арнольда-Киари херсон

Теории развития

Впервые аномалия Арнольда-Киари была описана Cleland в 1883 году. Этиология и патогенез данного заболевания остаются предметом дискуссии до нашего времени. Предложено несколько теорий развития аномалии Арнольда-Киари.

Молекулярно-генетическая теория

Предполагает, что патология развивается в результате первичного дефекта генов, которые отвечают за сегментацию заднего мозга и развитие затылочной кости и соответствующих анатомических структур.

Учитывая, что большинство случаев аномалии Арнольда-Киари встречаются спорадически и не являются приобретенными, причинами дефекта генов, очевидно, спонтанная мутация или делеция гена, или мутация, вызванная воздействием определенного тератогены.

Гидродинамическая теория

Согласно этой теории, опущение мозжечка и ствола мозга вызвано ранней прогрессирующей гидроцефалией плода.

Компрессионная теория

Предполагает ограниченный рост задней черепной ямки, в связи с чем возникает несоответствие ее размеров с размерами мозжечка. Это вызывает компрессию нервной ткани и протискания ее в большое затылочное отверстие.

Теория недостаточности спинномозговой жидкости

Дефект закрытия нервной трубки на ранних сроках развития плода вызывает снижение объема спинномозговой жидкости, и его недостаточно для полноценного растяжение желудочковой системы, что ведет к уменьшению размеров задней черепной ямки.

Читать еще:  Чувство сдавления в голове

Есть четыре анатомические варианты аномалии Арнольда-Киари, выделенных Chiari в 1891 году.

Анатомические варианты аномалии Арнольда-Киари

• I тип характеризуется аномальной форме миндалин мозжечка, которые смещены ниже уровня большого затылочного отверстия. Гидроцефалия при этом варианте встречается редко. Обычно, и тип аномалии Арнольда-Киари обусловлен нарушением развития мезодермы, но также описаны нейроэктодермальные и приобретенные формы.
  • II тип встречается чаще всего. Он также называется аномалией Арнольда-Киари. Наблюдается опущение нижней части червя (vermis) и полушарий мозжечка через большое затылочное отверстие с дислокацией ствола мозга (средний мозг, четвертый желудочек и нижняя часть моста). Этот вариант ассоциируется со spina bifida и другими аномалиями развития головного мозга, спинного мозга и мозговых оболочек. Гидроцефалия присутствует в 70% случаев и носит констриктивный или обструктивный характер.
  • III тип встречается редко и сочетает в себе малую заднюю черепную ямку с высокой шейной или затылочной энцефальный грыжей, в которую обычно смещаются и структуры мозжечка. Также часто наблюдается смещение ствола мозга вниз в спинномозговой канал. Гидроцефалия наблюдается в 50% случаев и имеет обструктивный характер вследствие стеноза водопровода мозга или наличии мальформации Dandy – Walker.
  • IV тип в наши дни считается устаревшим термином, который описывает гипоплазия мозжечка, которая не связана с другими типами аномалии Киари. В дополнение к классическим четырех типов аномалии Киари, выделяют дополнительные подтипы. Тип А (с сирингомиелию) и тип В (без сирингомиелии).

Аномалия Киари встречается в 0,1-0,5% населения.

Аномалия Арнольда-Киари 1 херсон

Лечение опухоли мозжечка

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом. Применяются хирургическое лечение, лучевая терапия, химиотерапия, симптоматическое лечение (гормоны, анальгетики, противорвотные, седативные препараты, диуретики).

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

ДиклофенакДиазепамГалоперидол

АмитриптилинКарбамазепинПреднизолон

ДомперидонГидрохлортиазид

(нестероидный противовоспалительный препарат). Режим дозирования: внутрь, в дозе 200 мг/сут. на 2 приема. На курс 2000 мг. (транквилизатор). Режим дозирования: внутрь, в дозе 5 мг/сут. (антипсихотическое средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 5 мг/сут. на 2-3 приема. (антидепрессант). Режим дозирования: внутрь, в дозе 25 мг/сут. (противосудорожное средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 900 мг/сут. на 3 приема. На курс 12600 мг. (глюкокортикостероидное средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 30 мг/сут. на 2-3 приема. (противорвотное средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 60 мг/сут. на 3 приема. На курс 420 мг. (диуретическое средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 100 мг/сут. в 2-4 приема.
Читать еще:  Частое мочеиспускание на нервной почве

Диагностика кисты головного мозга с помощью МРТ

Формирование подавляющего большинства кистозных образований проходит бессимптомно. Как правило, киста обнаруживается либо как случайная находка на МРТ головного мозга, либо ее прицельно ищут с помощью томографа, когда она уже достигла больших размеров. Магнитно-резонансная томография — один из лучших способов диагностировать кистозные формирования. Благодаря своей высокой тканевой и жидкостной контрастности МРТ очень хорошо визуализирует локализацию кисты, ее состав, связь с соседними тканями. По тому, как ведет себя сигнал от кисты, врачи с уверенностью могут дифференцировать ее от любого другого опухолевого образования. МРТ снимки в деталях покажут, каким образом это новообразование взаимосвязано с веществом головного мозга или железами, а также есть ли угроза развития гидроцефалии.

Время МРТ головного мозга при диагностике кисты составляет 15-20 минут. Это обследование не требует никакой особой подготовки. Оно проходит безболезненно для пациента. Направление от врача для этого исследования необязательно. Перед началом сканирования вас попросят избавиться от всех металлсодержащих предметов на теле и выложить все электронные устройства, чтобы не нарушить работу магнитного поля томографа. Затем вас пригласят занять горизонтальную позицию на томографическом столе и наденут специальную катушку на голову. Стол задвинут внутрь МРТ аппарата, и скрининг начнется. По завершении диагностики пациент сразу получает заключение МРТ, в котором будет указано, какая киста обнаружена, ее размеры и положение, степень деформации соседних головных структур, а также рекомендации к дальнейшим действиям. По итогу томографии пациенту выдадут серию снимков, где все кистозные образования наглядно показаны. Все эти данные позволят лечащему врачу принять решение о методе адекватного лечения.

В нашу клинику обратилась пациентка 51 года с жалобами на выраженные боли в затылочной области, онемение и слабость в руках. Симптомы появились около года назад, за это время прогрессировали, больной пришлось уйти с работы. При обследовании по месту жительства (МРТ) выявлены признаки мальформации Киари 1 типа: опущение миндалин мозжечка ниже большого затылочного отверстия на 13,5 мм, наличие сирингомиелитической кисты в спинном мозге на уровне от 4 шейного позвонка до 5 грудного (С4-Th5)

Читать еще:  Мутная голова, головные боли

Мальформация (аномалия) Киари 1 типа. МРТ до операции.

Больной выполнена операция – декомпрессия краниовертебрального перехода, субпиальная резекция миндалин мозжечка, расширяющая пластика твердой мозговой оболочки.

Мальформация (аномалия) Киари 1 типа. Фото операции.

После операции отмечено значимое снижение уровня болевого синдрома, при контрольных снимках (КТ) – отсутствие сдавления миндалинами ствола мозга и начальных отделов спинного мозга

Мальформация (аномалия) Киари 1 типа. СКТ после операции.

Ожидается постепенный регресс слабости и онемения в руках, уменьшение выраженности сирингомиелии. Послеоперационный период без осложнений. Несмотря на то, что больная живет в регионе РФ, она все равно будет наблюдаться специалистами нашего отделения.