Дисметаболическая нефропатия у детей

• Повышенная утомляемость;
  • Спазмы в области поясницы;
  • Субфебрилитет.

Исходя из причины возникновения, классифицируют первичные и вторичные формы. Первичная дисметаболическая нефропатия обусловлена наследственностью; это чревато ранним развитием мочекаменной болезни и хронической недостаточностью почек.

Вторичная форма связана с накоплением в организме вредных веществ; это происходит из-за сбоя в работе внутренних органов или приема лекарственных препаратов.

По составу соли дисметатаболическая нефропатия бывает:

• оксалатно-кальциевой;
  • фосфатной;
  • уратной;
  • цистиновой;
  • смешанной.

Зачастую нарушения работы почек связаны с плохим обменом кальция (80-90% случаев), реже – фосфатов (3-10%), уратов (5%), цистинов (3%).

Детки болеют из-за инфекции мочевыводящих путей, онкологии, химиотерапии, проблем с желудком. Оксалатная нефропатия развивается на фоне масштабного поступления оксалатов с пищей, болезни Крона, избытка аскорбиновой кислоты, нехватки витамина B6, воспаления кишечника или язвенного колита. Фосфатная нефропатия возникает из-за инфицирования мочевика, а уратная – из-за сбоев в обмене мочевой кислоты.

Схема дисметаболической нефропатии

• врожденное сужение лоханочно-мочеточникового сегмента (ЛМС) – места перехода почечной лоханки в мочеточник,
  • наличие дополнительного сосуда, идущего к нижнему полюсу почки, который перекрещивается с мочеточником и вызывает обструкцию последнего,
  • аномалии положения мочеточника (например, расположение мочеточника за нижней полой веной),
  • наличие камней (конкрементов) в просвете мочевых путей, ,
  • новообразования мочеточника и мочевого пузыря,
  • травматические повреждения мочевых путей и др.

Принципиально гидронефроз почки можно разделить на два типа:

• Первичный (или врожденный) гидронефроз. Данная форма гидронефроза, как правило, развивается вследствие врожденного сужения лоханочно-мочеточникового соединения. В абсолютном большинстве случаев первичный гидронефроз диагностируется в молодом возрасте (до 30 лет).
  • Вторичный, или приобретенный гидронефроз – осложнение какого-либо заболевания (мочекаменная болезнь, опухоли, травмы).

Прогноз и возможные осложнения

почки

Важно знать о том, что осложнения болезни обычно развиваются в период пубертата, что вызвано изменениями гормонального характера. Если не заняться лечением этого заболевания своевременно, велик риск развития мочекаменной болезни, пиелонефрита и даже хронической почечной недостаточности.

Если соблюдать диетический режим питания, а также принимать назначенные специалистом препараты, то в целом прогноз заболевания благоприятен. В случае успешного лечения нормализуются биохимические показатели мочи.

В случае если лечение не проводилось или меры по борьбе с заболеванием были предприняты с задержкой, нефропатия прогрессирует, перетекая в мочекаменную болезнь и почечную недостаточность. В последнем случае ребенку понадобится пересадка почки. Отметим, что в случае выпадения кристаллов цистина в трансплантированной почке, больного ждет неминуемая смерть в возрасте 16-18 лет.

Читать еще:  Можно ли заниматься на физкультуре при хроническом пиелонефрите?

Чтобы избежать столь фатальных последствий, необходимо наблюдать ребенка в условиях диспансера.

Обменная нефропатия: симптомы

Оксалатная форма нефропатии может развиться сразу после рождения ребенка, но чаще всего заболевание в течение длительного времени протекает бессимптомно. У большинства детей с обменной нефропатией есть близкие родственники, страдающие сахарным диабетом, спондилезом, желчекаменной или мочекаменной болезнью, подагрой.

Кристаллы в моче обычно впервые обнаруживают в возрасте 5-7 лет. Причем в большинстве случаев это происходит случайно, после сдачи планового анализа мочи. Однако родители могут самостоятельно заметить, что моча у ребенка стала мутной, появляется осадок, на стенках горшка со временем образуется стойкий налет.

Появление таких симптомов – это повод обратиться к врачу и пройти обследование. Выявление обменной нефропатии на ранних стадиях существенно облегчит лечение и улучшит прогноз заболевания.

Кроме этого, обменная нефропатия у детей может проявляться следующими симптомами:

• повышенная утомляемость;
  • субфебрильная температура;
  • боли в спине;
  • болезненное мочеиспускание;
  • частые позывы в туалет;
  • вздутие живота;
  • аллергические высыпания на коже;
  • головные боли;
  • диспепсия;
  • покраснение и зуд в паху;
  • ВСД;
  • мышечная гипотония;
  • энурез.
  • Просмотры: 2104
  • Комментарии: 41

Необходимо войти на сайт

Конечно, я не против! Для этого мы здесь и собрались собственно говоря)

Уважаемые коллеги, добрый вечер!

Теперь уж я никак не могу остаться в стороне от столь горячей дискуссии )) И выступлю с пространной, но доказательной речью, постараюсь быть кратким, хотя и не получится )) Только сразу немного поправлю слова уважаемого Владимира Анатольевича – большое спасибо за Ваше внимание и участие на наших лекциях. Да, я на лекциях всегда показываю данное наблюдение, только называю это солевой осадок, хотя для данного наблюдения при устном рассказе, действительно, упоминаю термин «песок», который здесь вполне уместен именно для образного восприятия патологии (вспомните, как выглядят песочные часы), но только как запоминающийся образ, но ни в коем случае не в протоколе или в заключении. Я категорически против и органически не приемлю термины «песок» (песок на пляже, а не в почках), «микролитиаз» (в переводе с латыни – маленький камень, значит, должны быть эхопризнаки камня), «уплотнение ЧЛС» (мы же не делали точечную эластографию сдвиговой волной, чтобы определить жесткость стенок, да и провести ее для стенок ЧЛС методически и технически правильно в принципе не возможно).

Теперь по сути. То, что продемонстрировала Юлия Аркадьевна есть самый настоящий кристаллический солевой осадок (реально – как очень мелкий песок в хороших песочных часах). Он тяжелее воспалительной взвеси, которая «висит» диффузно в полости чашечки, а этот скапливается у нижней в данном положении пациента стенки ЧЛС, гиперэхогенный и при достаточном скоплении мелких частиц дает суммарную акустическую тень (приведу тот слайд с лекции, о которой говорил Владимир Анатольевич). Это точно не артефакт – кратковременное однократное однонаправленное смещение крупнозернистых объектов в пределах ЧЛС.

Читать еще:  МКБ и оральные конктрацептивы

По наблюдению. Видеозапись длинная минут 10, я сделал вырезку по сути. Давно дело было (2003 г.), поэтому помню только основное. Тогда наша больница была БСМП с приемом тех, кого привезут. Прибор SIM 7000 (производство Esaote), датчик механический секторный 3,5 МГц. Привезли молодую пациентку до 25 лет, беременность первая 22-23 недели с клиникой очередной почечной колики, которые у нее по сути не прекращались достаточно долго, точно не помню, но речь шла о нескольких неделях (!), не днях. Пациентка была на каких-то анальгетиках (точно не помню). До беременности проблем с почками со слов пациентки не было, УЗ-анамнеза не было, почки ранее никогда не смотрели. Сама беременность по течению с какими-то проблемами (точно не интересовался). Обе почки увеличены (из клипа процесс измерения вырезал для укорочения) правая 147х72 мм, левая 150х70 мм, двусторонний гидронефроз, более выраженный слева с истончением паренхимы, мочеточники с обеих сторон в верхней трети умеренно расширена до 4 мм. Справа содержимое ЧЛС полностью анэхогенное. Слева – вы видите сами эти скопления крупнозернистых гиперэхогенных сигналов с суммарной акустической тенью, не пропорциональной по интенсивности для тени после монолитного камня такого же размера, как эти скопления. В начале клипа (25-30 секунда сначала небольшое, а в конце 1мин40 с-1 мин45 с – массивное смещение всей этой кучи «песка» из верхней чашечки в лоханку). Усиления болевых ощущений в момент перемещения эхосигналов пациентка не отмечала, но она была уже на хорошей аналгезии. Обратно в чашечки «песок» не засыпался, я ее крутил на оба бока и смотрел стоя. Реально — из беременной песок сыпется, она сама отмечала наличие на дне банки с мочой «много песка». Дальнейшую судьбу ее не знаю – из нашего приемника ее отправили в специализированный урологический стационар, поскольку у нас такового в больнице нет.

По пациенте вопрос один – а симптоматика почечной колики у неё была на момент исследования и незадолго до УЗИ или в анамнезе?

Для полноты демонстрации приведу еще одно короткое (9 сек) наблюдение (видео 2). Видел непосредственно во время УЗ-исследования аналогичное смещение крупного камня из нижней чашечки в лоханки, продольное фронтальное сканирование. В этот момент бессимптомно для пациента, но у больного хороший мочекаменный анамнез. Не иначе как под действием радиационного давления ультразвука такой булыжник стал перемещаться ))!

Читать еще:  Моча цвета гранатового сока

Вывод. Наблюдение Юлии Александровны имеет аналогичную эхокартину и должно расцениваться как солевой осадок. Кому это словосочетание не нравится – более подходящий термин подбирайте сами, я долго искал приемлемое лексическое определение данной эхокартины, остановился на упомянутом. «Песок», «микролитиаз», «соли», «дисметаболическая нефропатия», точно не подходят как неграмотные с точки зрения УЗД. Термин «кальциевое молочко», упомянутый в источнике Капустин С.В. Оуэн Р., Пиманов С.И. Ультразвуковое исследование в урологии и нефрологии. Монография. Умный доктор, 2017, может и хорош на английском языке, но в русскоязычном переводе звучит коряво и провокационно. Если кто поделится своим обоснованным термином для данного УЗ-явления – буду рад принять на вооружение и использовать в лекциях!

PS. Слайды .ppt технически не грузятся. Поэтому содержание слайда только текстом:
Солевой осадок
1. Визуализация возможна только на фоне расширенной ЧЛС с анэхогенным содержимым!
2. Скопление отдельных гиперэхогенных мелких частиц в чашечках в виде ярких зон с нечёткими контурами и суммарным дистальным ослаблением УЗ, возможна крупинчатая структура этих зон
3. При крупных размерах такой гиперэхогенной зоны нет соответствующей по интенсивности тени
4. Перемещение отдельных эхогенных частиц при перемене положения тела в пределах расширенного отдела ЧЛС
Без расширения ЧЛС на фоне эхогенного синуса не лоцируется!

Стадии ХБП

1. СКФ (скорость клубочковой фильтрации) показывает нормальную функцию почек (> 90), наблюдаются признаки нефропатии.
  2. СКФ 60-89 – умеренное снижение функции на фоне выявленного заболевания почек.
  3. СКФ 45–59 (3A), 30–44 (3В) – явное снижение функции почек с или без выявленной патологии. Например, у пожилых пациентов может наблюдаться пониженная функция без связи с определенным заболеванием.
  4. СКФ 15–29 тяжелое снижение функции почек.
  5. СКФ менее 15 называют терминальной стадией почечной недостаточности.

Что такое гломерулонефрит?

Термин гломерулонефрит используется для обозначения воспаления почек, которое в основном поражает клубочки – кровеносные сосуды, в которых кровь фильтруется с образованием первичной мочи. Образованная первичная моча затем перерабатывается в системе почечных каналов в выводную мочу.

Таким образом, ежедневно вырабатывается около 150 литров первичной урины, что в итоге приводит к выведению из организма примерно одной сотой количества мочи.

Гломерулонефрит