Что нельзя, а что можно при повышенном артериальном давлении

Более миллиарда жителей, проживающих на нашей планете, так или иначе, связаны с гипертонической болезнью. Озерчане — не исключение. Но некоторые из них даже не подозревают об этом, утверждает врач-терапевт Озёрской ЦРБ Ксения Куприянова: «Гипертония – опасное заболевание, смертельное. Но с ним можно и нужно бороться. Важно знать, каким должен быть рацион питания, от чего стоит отказаться, и какие нагрузки допустимы. Если соблюдать все рекомендации, то болезнь не будет прогрессировать и состояние постепенно улучшится».

Что полезно при гипертонииЧто вредно
Длительное пребывание на свежем воздухеПоваренная соль, жирная, острая и соленая пища, мучные продукты
Утренняя зарядка для улучшения кровообращенияАлкоголь и курение разрушают сосуды
Дыхательная релаксацияМалоактивный сидячий образ жизни
Отвары из лекарственных трав, нормализующие артериальное давлениеТяжелые физические нагрузки (бодибилдинг, бег на выносливость, марафонский бег)
Омега3, калий и магний, сырые соки овощей и фруктовСтресс, психологические нагрузки, плохой сон

Для тех, у кого давление поднимается нечасто, нужно быть внимательным! Лучше изменить свой образ жизни, чтобы предотвратить развитие стойкой гипертонии и бороться с ней всю жизнь.

Чаще всего ИСАГ протекает бессимптомно, особенно на первой стадии развития заболевания. Так случается у людей, перешагнувших 45-летний рубеж, например. И в этом – самая главная опасность давления 150/70 (150/60) и выше, относящегося к этой категории. Латентное течение приводит к внезапным инфарктам, инсультам, поэтому очень важно обращать внимание на возникающие постепенно характерные симптомы болезни:

• повышенная тревожность, нервное напряжение без видимых причин;
  • постоянное подташнивание;
  • загрудинный дискомфорт;
  • мигрень;
  • мушки перед глазами;
  • чувство приливов, жара в груди;
  • повышенная потливость;
  • пастозность;
  • одышка.
Читать еще:  Мерцательная аритмия после 2-х месяцев установки кардиостимулятора

Симптомы неспецифичны каждый в отдельности, но сочетание сразу нескольких – повод для обращения к кардиологу.

У пожилых

Показатели САД, равные 150 единиц, в сочетании с ЧСС от 60 до 90/минуту – норма для пожилого человека.

ВозрастПредельно допустимая норма АД
мужчиныЖенщины
60 лет142/85144/85
70 лет145/82159/85
80 лет147/82157/83
90 лет145/78150/79

При этом очень важна пульсовая разница: если она не выходит за границы нормы – 30-50 мм рт. ст., все хорошо. Отклонение в любую сторону – патология, требующая коррекции.

У беременных

Беременность – период гормональной перестройки всего организма, что отражается на тонусе сосудов, нагрузке на сердце и артериальном давлении. Обычно, для будущей мамы характерна гипотония: в первом триместре растет прогестерон, который учащает ЧСС и снижает АД. Поэтому показатели САД в 150 единиц при нормальном уровне ДАД в 70 или 60 мм рт. ст. – патология для беременной, требующая установления причины такого роста.

УЗИ при беременности

Во второй половине беременности систолический маркер, равный 150 единицам, может оказаться физиологической нормой из-за падения синтеза прогестерона и ростом АД в сочетании с тахикардией (общий объем циркулирующей крови увеличивается на 50%).

1 причина повышения давления

Почечные артериальные гипертензии.

Возникают при врожденных или приобретенных заболеваниях почек (аномалии развития, гломерулонефрит, пиелонефрит и др.).

Любые причины, вызывающие нарушения внутрипочечного кровотока, например сужение почечных артерий, заболевания почек приводят к нарушению питания почек, и в ответ они выделяют в кровь большое количество вещества, которое называется- ренин.

В результате выброса ренина происходят следующие процессы:

• Спазм мелких сосудов и постепенное утолщение стенки сосудов
  • Задержка излишней жидкости в кровяном русле
Читать еще:  Эгилок и преходящая ав блокада 2 степени

Все это приводит к увеличению нагрузки на сердце,так как увеличивает его работу и соответственно к повышению АД.

Почему у пожилого человека падает давление

Возрастные изменения негативным образом сказываются на состоянии всех органов человека. Плохая работа сердца приводит к недостаточному снабжению органов кислородом и питательными веществами, а также к потере эластичности кровеносными сосудами. Такое состояние вызывает скачки артериального давления, в том числе его резкое понижение. Показатель нормы артериального давления может незначительно колебаться, но наиболее оптимальным ориентиром считается 120/80. Показатели ниже 100/80 рассматриваются как гипотония, а давление 60 на 40 у пожилого человека является очень опасным признаком и требует незамедлительной медицинской помощи.

Существует много факторов, которые могут спровоцировать понижение давления у пожилых людей. Это резкая перемена положения туловища (например, при подъеме с кровати), метеочувствительность, стрессовые ситуации, неконтролируемый прием некоторых лекарственных препаратов.

Среди причин, по которым падает давление у пожилого человека, следует выделить:

• сердечно-сосудистая недостаточность;
  • анемия, вызванная внутренними кровотечениями при некоторых патологиях желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения в работе эндокринной системы;
  • травмы, вызванные падением;
  • вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу;
  • инфекционные заболевания, вызывающее обезвоживание;
  • патологии надпочечников, ведущие к снижению количества гормона, который отвечает за нормализацию давления.

Уменьшение мозгового оттока проявляется нарушениями сна, проблемами с памятью и вниманием, замедленным мышлением, повышенной раздражительностью.

Профилактика резкого снижения артериального давления

Избегайте ситуаций, которые провоцируют понижение давления (не вставайте резко с кровати, постарайтесь избегать душных и жарких помещений, а также стресса).

Быстрый прием холодной воды также способен предотвратить ортостатическую гипотензию (обморок при резкой смене положения тела).

Такие простые упражнения, как перекрещивание ног, сжатие кисти в кулак могут помочь быстро и эффективно повысить АД и предотвратить обморок.

Читать еще:  Давление175/120 пульс 48 пью лориста 2.5 индапамин бетало зок 2.5

Тилт-тренинг — регулярные тренировки, имитирующие вставание из положения лежа, у молодых людей с повторяющимися обмороками могут значительно снизить частоту гипотензивных состояний.

Фото: shutterstock

Поднимается ли АД при Ковиде

Новый коронавирусный штамм не является причиной увеличения уровня АД. Его частицы – вирионы – лишь соединяются с рецепторами АСЕ, но не запускают цепь химических реакций до образования ангиотензина 2, сужающего сосуды. Поэтому среди характерных признаков Covid-19 повышенного давления не было зафиксировано, если говорить о пациентах с нормальным АД до болезни.

Большинство заболевших жаловались на подъем температуры, кашель без мокроты, одышку, затрудненное дыхание, утомляемость и ощущение сдавленности в грудной клетке. Последний симптом появляется при развитии воспаления легких и не связан с кровообращением.

Литература:

1. Конради А.О., Недошивин А.О. Ангиотензин II и COVID-19: тайны взаимодействий. — Российский кардиологический журнал, 2020. — 25(4).
  2. Явелов И.С. и сердечно-сосудистые заболевания. — Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний. — сентябрь, 2020 г.
  3. Козлов И.А., Тюрин А.Н. Сердечно-сосудистые осложнения COVID-19. — Вестник анестезиологии и реаниматологии. — Том 17, №4, 2020.
  4. Воробьева А.В., Ласточкин О.В. Патоморфологические изменения в органах при COVID-19. — Инфекция и иммунитет. — Т.10, №3, 2020.

Текст проверен врачами-экспертами:
Заведующей социально-психологической службы МЦ «Алкоклиник», психологом Барановой Ю.П., врачом психиатром-наркологом Серовой Л.А.

Проконсультируйтесь
со специалистом Запись на консультацию