Множественная миома матки

Множественная миома матки – наличие двух и более миоматозных узлов различного размера, типа роста и локализации. Клинические проявления и их выраженность зависят от размеров и расположения миомы. Могут отмечаться обильные и длительные менструации; ощущения тяжести, давления и болей внизу живота, проблемы с зачатием и вынашиванием беременности. Обнаружить множественную миому матки помогает гинекологический осмотр, УЗИ малого таза, ГСГ, гистероскопия, лапароскопия. С учетом многих факторов (количества, размеров, расположения узлов, возраста и репродуктивных планов пациентки) выбор может быть сделан в пользу консервативной терапии или хирургического лечения (миомэктомия, гистерэктомия).

Множественная миома матки

Причины возникновения миомы

1. Нарушения гормонального фона. Образование может появиться из-за повышения концентрации и нарушения ритма секреции эстрогенов. При этом важно учитывать не только общий уровень, но и соотношение фракций (эстрадиола, эстриола и эстрона).

Если имеются подобные нарушения, возрастает риск гиперплазии миометрия (то есть чрезмерного разрастания мышечного слоя матки) и образования узлов. Затем миомы продуцируют эстрогены самостоятельно, обеспечивая оптимальные условия для своего дальнейшего роста.

Увеличение размеров миомы обусловлено также повышением концентрации прогестерона.

Результаты исследований позволили выяснить, что ткань миоматозного узла содержит больше рецепторов к эстрогенам и прогестерону, чем ткань миометрия.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что спровоцировать появление и рост узлов способно увеличение концентрации прогестерона и эстрогенов, а также изменение нормального соотношения фракций эстрогенов.

2. Снижение местного иммунитета (то есть комплексной защиты ткани слизистой оболочки матки от патогенных микроорганизмов), обусловленное, в частности, хроническими патологиями органов малого таза.

Ученые выяснили, что миомы образуются вокруг тех участков ткани, где есть очаги эндометриоза или воспаление.

3. Генетические факторы. Многие женщины, у которых выявлены миомы, имеют родственниц с таким же диагнозом.

Читать еще:  Девственница в 19 лет

Кроме того, существуют определенные предрасполагающие факторы. В частности, вероятность образования узлов повышается, если:

• имеются нарушения обмена веществ (например, ожирение);
  • женщина на протяжении длительного периода времени испытывает стресс;
  • установлена внутриматочная спираль;
  • женщина никогда не рожала или ведет нерегулярную половую жизнь;
  • осуществлялись какие-либо вмешательства в полости матки (например, аборт);
  • матка была травмирована в силу различных причин (например, во время родов).

Методы диагностики

Симптоматика субмукозной миомы матки не всегда ярко выражена, поэтому патология часто обнаруживается во время планового осмотра. Ведущая роль в установлении диагноза и уточнении характера миомы (число узлов, размеры образований и участки локализации) отводится инструментальным и физикальным исследованиям. Основные методы диагностики:

Врач-гинеколог может назначить МРТ, КТ и другие методы исследований при наличии медицинских оснований. Дифференциация требуется для исключения беременности, полипоза, злокачественных образований (саркомы), эндометриоза.

Диагностика

На приеме врач выясняет у пациентки жалобы, изучает историю болезни и семейный анамнез, задает наводящие вопросы в том числе интимного характера о семье, здоровье женщины. От того, насколько будет откровенна пациентка во многом зависят результаты обследования. Бимануальный и зеркальный гинекологический осмотр позволяет судить о размерах и форме матки, определить степень болевой чувствительности. Матка увеличивается не только при лейомиомах, но и при объемных процессах, беременности, сильных воспалениях, поэтому для подтверждения диагноза выполняется лабораторная, визуальная, инструментальная (при необходимости) диагностика .

Наиболее информативное исследование при опухолях половых органов — ультразвуковое. Миоматозный очаг визуализируется как округлое образование ( единичное или множественное ) пониженной эхогенности. Опухоль имеет меньшую плотность, чем миометрий. Определяется локализация, количество очагов, форма, рост, структура. Поскольку эта патология гормонозависимая, то исследуется кровь на концентрацию половых гормонов. Выполняется общий анализ крови и мочи. Кровь может показать воспаление, анемию, анализ мочи — инфицирование половых путей, молочницу, эритроциты (кровь в моче). При обследовании пациентки на кресле гинеколог берет мазок на микрофлору ( определяется патогенный возбудитель при воспалительном процессе ), онкоцитологию ( выявляются диспластические процессы ), ПЦР-тестирование ( выявляются возбудители ЗППП ).

Читать еще:  Уже как месяц идёт мазня

Для дифференциальной диагностики или для уточнения диагноза проводится МРТ. Биопсия необходима при подозрении на злокачественный процесс. Забор биоптата может быть осуществлен при гистероскопии, кольпоскопии или лапароскопии. Объемная опухоль представляет опасность при беременности. В этом случае диагностика и лечение имеют особые нюансы, но лучше планировать беременность и избавиться от опухоли до зачатия, чтобы все риски при вынашивании свести к минимуму.

Диагностика - Изображение №2

Лечение миомы

Далеко не всегда наличие миомы обязательно означает, что ее надо как-то лечить. Неправильно назначенное лечение, например гормональными препаратами, может спровоцировать ее рост.

Вред от лишних хирургических вмешательств тоже очевиден: это всегда риск неожиданных кровотечений и потери матки. Поэтому подходить к лечению нужно аккуратно.

Очень часто миома ничему не мешает и никакого вмешательства не требует.

Основная задача лечения состоит в том, чтобы максимально мягко и без лишних вмешательств решить одну или несколько проблем, которые она вызывает: обильная менструация и, как следствие, железодефицитная анемия, давление на мочевой пузырь или прямую кишку, прогрессивный рост узлов, проблемы, связанные с наступлением беременности, необходимость проведения заместительной гормональной терапии.

Методов и способов лечения миомы придумано десятки — от пиявок до ФУЗ-аблации (под контролем МРТ проводится прицельное расплавление узла фокусированным пучком ультразвуковых волн).

Реально действующих из них, на мой взгляд, три. Первый — хирургическое лечение (миомэктомия). Второй — эмболизация маточных артерий. И третий — прием лекарственного препарата, блокирующего рецепторы прогестерона в тканях.

Эти три метода лечения способны решить все пять проблем, о которых я сказал выше. Мы можем вырезать узлы миомы, если они давят на мочевой пузырь или мешают зачатию. Методом эмболизации маточных артерий можно лишить их кровоснабжения, что приведет к их гибели.

Читать еще:  Вторые месячные после аборта задержка 10 дней тест отрицательный

И с помощью медикаментозного лечения мы можем блокировать рецепторы прогестерона, тем самым избавив миому от влияния основного гормона роста. Более подробно о каждом методе поговорим в следующем материале.

Рекомендации после удаления миомы матки

После гистероскопической или лапароскопической миомэктомии больших узлов, особенно если лапароскопически открывалась полость матки, в течение 4-6 недель после операции мы рекомендуем сделать диагностическую гистероскопию, чтобы обнаружить и устранить возможные спайки. Их можно сразу же расщепить, чтобы они в будущем не мешали успешному наступлению беременности.

Специалисты JV klīnika могут гордиться самым большим в Латвии опытом лапароскопического и гистероскопического удаления узлов миом матки. Этот метод лечения обеспечивает наилучшее течение послеоперационного периода и уменьшает возможные операционные риски. Для достижения наилучшего результата мы призываем своевременно пройти диагностику и в случае необходимости — лечение.

О том, что такое миома матки, нужно ли ее лечить, и если да, то как, а также по другим гинекологическим вопросам в JV klīnikа консультировали д-р Юрис Витолс и д-р Юргис Витолс.