ПЦР: сверхчувствительная диагностика инфекций

ПЦР — это метод лабораторной диагностики, направленный на выявление возбудителей инфекционных заболеваний. Трёхбуквенный вариант — это аббревиатура названия «полимеразная цепная реакция». Собственно, в этом названии и отражается суть метода, но для того, чтобы разобраться, придётся основательно вспомнить школьный курс биологии.

Но сначала – немного истории. Метод ПЦР был разработан в 1983 году Кэри Мюллисом, за что он был удостоен Нобелевской премии. Изначально метод использовался в основном для научных целей, но затем, разглядев его перспективность и эффективность, метод стали продвигать в практическую медицину.

Кэри Мюллис. Фото: Erik Charlton / Flickr (CC BY 2.0)

В литературе очень часто встречается такое образное описание ПЦР: это метод, с помощью которого учёные могут находить иглу в стоге сена и затем строить стог из этих игл. В принципе, очень точное описание. Если продолжать сравнение, то игла – это небольшой участок генетического материала микроорганизма, а стог сена – это организм человека, в котором данный микроорганизм поселился.

Когда назначается анализ на инфекции?

1. Как уже было сказано выше, симптомы инфекции могут не проявляться в течение достаточно длительного времени. Такое обстоятельство весьма затрудняет своевременную диагностику, тем самым приводя к неприятным последствиям. Только опытный врач может заподозрить у пациента наличие патологии тогда, когда симптомы инфекции еще не видны. В случаях и назначается анализ на инфекции у мужчин, женщин и детей.

2. Анализ на кишечные инфекции назначается чаще с целью дифференцировки диагноза, так как многие инфекционные процессы могут иметь сходную клиническую картину. Ввиду того, что такие процессы склонны к стремительному развитию, уже спустя короткое время у пациента появляются жалобы, указывающие на присутствие в его организме патологического очага.

Читать еще:  Месячные прошли не как обычно, я могу быть беременна?

3. Инфекции у детей в подавляющем большинстве случаев имеют ярко выраженную клинику ввиду особенностей растущего организма. Это позволяет врачу максимально быстро сориентироваться в предположительном диагнозе, назначив соответствующий перечень исследований.

4. Венерические заболевания также в большинстве своем имеют специфические симптомы, обратив внимание на которые врач тут же порекомендует сделать анализ на инфекции. Гинеколог и уролог могут обнаружить характерную патологию при визуальном осмотре, но , в силу мужских анатомических особенностей, чаще предложит провести анализ на инфекции у мужчин.

Как подготовиться к сдаче анализа

Пациентам нашей клиники нет необходимости задаваться вопросом, где сдать анализ на ПЦР. Мы обеспечиваем все условия для стерильного забора материала и отправки его в лабораторию.

Специальная подготовка не требуется, но перечень общих рекомендаций соблюдать желательно. За несколько дней откажитесь от алкоголя, ограничьте курение, по возможности, исключите лекарственные препараты, постарайтесь избегать стрессовых ситуаций и тяжелых физических нагрузок.

В остальном подготовка к сдаче анализа зависит от вида биоматериала:

• перед забором мазка или соскоба на урогенитальные инфекции воздерживайтесь от половых актов в течение 2-3 дней (женщинам следует проследить, чтобы день сдачи анализа не выпал на дни месячных);
  • перед тем как сдать анализ крови на ПЦР, воздержитесь от утреннего приема пищи (анализ сдается натощак) и выпейте стакан чистой негазированной воды;
  • перед сдачей мочи воздержитесь от продуктов, влияющих на кислотность мочи (фрукты, мясо, бобовые, зелень).

Важно! Самое главное требование в ПЦР-диагностике инфекций – чистота биоматериала. Поэтому постарайтесь приложить все усилия, чтобы исключить загрязнение тканей чужеродной ДНК (позаботьтесь о стерильности транспортировочного контейнера, личной гигиене, наличии чистой одежды).

Перед обследованием

Подготовка к анализам на половые инфекции зависит от типа исследования и материала. Если у пациента берут кровь, то в течение трех-четырех дней до процедуры нельзя употреблять спиртные напитки, есть тяжелую пищу, испытывать физические и психологические нагрузки. Забор материала выполняется с утра, натощак, важно, чтобы последний прием пищи состоялся за 8-12 часов.

Читать еще:  Возможная беременность после переноса

При сборе мочи на анализ отдается средняя утренняя порция. Пациенту необходимо вечером провести гигиену половых органов. Собирать жидкость нужно в чистую емкость, чтобы предупредить появление посторонних примесей.

Если врач назначил мазок или соскоб, рекомендуют воздержаться от сексуальных отношений как минимум на протяжении трех дней до сдачи анализа. Для женщин за 3-4 дня до процедуры необходимо отказаться от средств интимной гигиены, не использовать свечи, гели, мази, тампоны. Если мазок сдается из мочеиспускательного канала, нельзя мочиться за 3 часа до проведения исследования. Анализы на половые инфекции у мужчин также требуют от пациента сексуального покоя. Врачи рекомендуют воздержаться от семяизвержения на протяжении 3-4 дней до сдачи анализа.

В клинике Dr. AkNer вы можете пройти комплексное обследование, сдать анализы и получить консультацию компетентных врачей. Медицинский центр занимается лечением как половых инфекций, так и другими патологиями мочеполовой системы.

Методика лечения ИППП

Неизлечимость инфекций, распространяемых половым путем, – миф. По международным стандартам терапии успешно излечивается более 90 процентов клинических случаев. Такие заболевания требуют комплексного лечения обоих партнеров, даже если инфекцию выявили только у одного. Неудачные попытки связаны с игнорированием врачебных назначений, беспорядочными половыми связями, устойчивости возбудителя к препаратам.

Плановые визиты к гинекологу нашей клиники – хорошая профилактика и залог своевременного выявления заболеваний. На приеме не стесняйтесь рассказывать доктору о своих опасениях и подозрительных симптомах. Точные анализы, диагностика, грамотные назначения врача обеспечат успешное лечения.