Спряталась глубоко. Что такое скользящая грыжа пищевода

Спряталась глубоко. Что такое скользящая грыжа пищевода?

Скользящие грыжи, они же грыжи пищевода, для хирургов считаются не самыми простыми. Правда, встречаются они реже, чем обычные, но все же. А для их лечения, отмечают специалисты, врач должен очень хорошо знать анатомические особенности данных образований. Ведь без таких знаний можно случайно задеть во время операции мочевой пузырь или даже стенку кишечника.

Грыжа пищевода (диафрагмальная грыжа, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы) – хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся перемещением начального абдоминального отдела пищеварительной трубки в наддиафрагмальную область через естественное (пищеводное) отверстие в диафрагме. Чаще всего в грудную полость смещаются абдоминальный конец пищевода и кардия желудка. В основе патогенеза грыжи пищевода лежит повышение внутрибрюшного давления и ослабление связочного аппарата в области пищеводного отверстия диафрагмы.

Именно поэтому патологией в основном страдают женщины (это связано с беременностью) и пожилые люди. Так, до 40 лет распространенность заболевания составляет всего 10%, а после 70 лет – уже 70% случаев. Также замечено, что жители развитых стран чаще сталкиваются с данным состоянием. Связывают этот факт с привычками питания – употребление бедной клетчаткой пищи приводит к запорам и значительному напряжению при дефекации, что в свою очередь ведет к повышению внутрибрюшного давления и образованию грыжи. У пациентов отделений гастроэнтерологии грыжи пищевода выявляют в 6 раз чаще, чем в общей популяции.

Грыжа пищевода

Классификация грыж

Грыжи собственно диафрагмы

1. Врожденные грыжи диафрагмы
    1. Грыжи реберно-позвоночного отдела диафрагмы
      — ложные;
      — истинные (грыжи Богдалека).
    2. Грыжи грудиннореберного отдела диафрагмы
      — ложные (френоперикардиальные);
      — истинные (грыжи Ларрея-Морганьи).
    3. Грыжи купола диафрагмы
      — ложные;
      — истинные.
    4. Аплазия диафрагмы
      — односторонняя;
      — тотальная.

Грыжи естественных отверстий диафрагмы

1. Скользящие грыжи пищеводного отверстия диафрагмы
        — кардиальные
        — кардиофундальные
        — тотальные
      2. Параэзофагеальные грыжи пищеводного отверстия диафрагмы
        — желудочная
        — кишечная
        — сальниковая

Грыжи диафрагмы на рентгене

кардиофундальная грыжатотальная грыжа ПОД

Релаксация диафрагмы не относится к диафрагмальным грыжам, хотя истонченная диафрагма по существу является грыжевым мешком. Однако в настоящее время общепринято рассматривать релаксацию как самостоятельное заболевание, имеющее характерный симптомокомплекс и определенную патологоанатомическую сущность.

Травматические диафрагмальные грыжи в этиологии имеют отчетливый момент травмы. По существу это приобретенные грыжи. Они могут возникнуть после закрытых повреждений и в результате ранения. По наличию или отсутствию грыжевого мешка травматические диафрагмальные грыжи бывают истинными и ложными, а в зависимости от характера течения — острыми и хроническими, ущемленными и неущемленными.

Лечение грыжи пищевода

Амбулаторно грыжу пищевода лечить крайне сложно, не всегда возможно и без четкой диагностики самого характера болевого синдрома, не зная сопутствующих заболеваний, нереально. Хотя лечиться нужно обязательно. Это требует обследования в условиях стационара. Лечение достаточно продолжительное — до восьми недель. Оно должно включать обязательное применение препаратов, которые нормализуют:

• секреторную функцию желудка,
      • моторную функцию желудка и пищевода.

Используются препараты для лечения конкурирующих заболеваний (функциональных нарушений моторной функции толстой кишки, дискинезии желчевыводящих путей). Могут применяться препараты центрального действия, нормализующие функциональное состояние нервной системы.

В диагностике грыжи пищеводного отверстия диафрагмы главное значение имеют инструментальные методы исследования – рентгенологическое и эндоскопическое.

Рентгенологическое исследование проводится в различных положениях больного: в положении стоя, лежа в двух положениях — таз выше головы (положение Тренделебурга), ноги выше головы (положение Квинке). При наклонах туловища с компрессией (давлением) живота. При этом исследовании отмечаются смещения нижнего отдела пищевода, желудка в грудную полость, изменения слизистой пищевода, нарушения моторики.

Эндоскопическое исследование (эзофагастроскопия) выявляет нарушения смыкания нижнего сфинктера пищевода (зияние кардии), укорочение пищевода, смещение границы пищевода и желудка по отношению к диафрагмальному отверстию, воспаление (отек) слизистой, эрозии, язвы.

При этом исследовании возможно проведение исследования кислотности желудочного сока в желудке и уровень закисления в пищеводе рН-метрическим методом. При невозможности проведения рН-метрии при эндоскопическом исследовании необходимо исследование желудочной секреции по анализу крови (пепсиноген 1).

Главное для пациента

Нужно понимать, что оперативное лечение грыжи пищеводного отверстия диафрагмы производится по четким показаниям:когда имеется прямая угроза рака пищевода, ущемления грыжи или боли, и функциональные расстройства не поддаются консервативному лечению. В послеоперационном периоде могут появляться и сохраняться определенные функциональные расстройства, обусловленные сложностью анатомических и функциональных отношений, которые изменяются в позитивном направлении при операции, но требуют от нескольких недель до нескольких месяцев адаптации.

В нашей Клинике мы готовы предложить полный спектр диагностических и лечебных мероприятий. Оперативное лечение грыжи пищеводного отверстия диафрагмы проводится лапароскопически, что позволяет резко снизить вероятность развития послеоперационных осложнений. Сроки пребывания в стационаре после операции обычно 1-2 дня.

Читать еще:  Дисбактериоз, покраснение лица и сыпь, как лечить?