Коллоидный зоб

Врач Евдокимова Елена Викторовна

Коллоидный (эутиреоидный) узловой зоб объединяет сразу несколько патологий щитовидной железы, в числе которых многоузловая форма заболевания. Ее характерное отличие – отсутствие видимых признаков избыточной выработки гормонов или снижения функций щитовидной железы. Согласно статистическим данным признаки коллоидного зоба присутствуют у 200 миллионов пациентов с соотношением 1:8 среди мужского и женского населения планеты.

Причины узлового зоба щитовидной железы

Почему в щитовидке начинают образовываться узловые соединения—окончательно не исследовано. Известно, что в результате мутации генов может образоваться токсическая аденома. Учеными было обнаружено, что медуллярный рак чаще всего связан с мутациями как наследственными, так и соматическими.

Кроме возрастных причин появления узлового коллоидного пролиферирующего зоба наблюдается его появление у людей с недостатком в организме йода. При йодной недостаточности часто встречается многоузловой на фоне повышения секреции тиреоидных гормонов.

К причинам возникновения относятся:

• Генетические нарушения, такие как синдром Дауна или Клайнфельтера;
  • Радиационное и токсическое загрязнение окружающей среды;
  • Нехватка йода и других микроэлементов;
  • Неправильный образ жизни (курение, злоупотребление алкоголем);
  • Постоянные стрессы;
  • Частые вирусные и бактериальные инфекции (например, хронический тонзиллит).

Довольно часто узелки начинают появляться у женщин во время менопаузы, это связано с возрастной гормональной перестройкой.

О процедуре

Биопсия является наиболее информативным и точным методом современной диагностики. Что касается раковых заболеваний щитовидной железы, он наиболее удобен, так как с его помощью можно определить характеристики узловых образований менее чем 1 см.

Конечно же, традиционным показанием к проведению процедуры является обнаружение у больного опухоли размером 1 и более сантиметров. При этом, если после УЗИ есть подозрение на рак, биопсия может быть проведена, даже если опухоль менее 1 см. К этой же категории относятся люди, чьи родственники болели онкологией щитовидной железы любо подвергались облучению.

Таким образом, когда возникает подозрение на опухолевый процесс в органе, а также в целях скрининга выбирают тонкоигольную аспирационную пункционную биопсию.

Это единственный вариант выявить опухоль до момента хирургической операции. Именно поэтому сегодня мы видим значительное снижение числа операционных манипуляций на органе.

Читать еще:  Узловые образования щитовидной железы

Узловой зоб

Узловой зоб – это патология щитовидной железы, характеризующаяся формированием узлов. Как и большая часть заболеваний этого органа, на начальной стадии узловой зоб протекает без ярко выраженных симптомов и долгое время остается незаметным. Позднее, с ростом узлов, он легко визуализируется и пальпируется.

Точные причины возникновения патологии до сих не выявлены. К провоцирующим факторам относят нехватку йода, плохую экологию, нарушения на генетическом уровне. Определить узловой зоб при 0–2 степени путем осмотра невозможно. По этой причине пациентам, входящим в группу риска, мы рекомендуем регулярно проходить обследования у эндокринолога. При увеличении размера зоба велика вероятность сдавливания окружающих органов, что приводит к нарушению процессов дыхания и пищеварения. В этом случае поможет только хирургическое вмешательство.

Виды узлового зоба

• эутиреоидный коллоидный пролиферирующий,
  • диффузно-узловой,
  • солитарными (отмечается одно образование),
  • множественными,
  • конголомератными (несколько узлов соединены между собой).

Симптомы узлового зоба

• ощущение инородного тела в горле,
  • хрипоту,
  • нарушения дыхания,
  • кашель,
  • головокружения.

Диагностика узлового зоба

Наш Центр оснащен новейшим оборудованием, позволяющим выявлять образования на ранних стадиях. Во время консультации врач определяет возможные причины патологии, осматривает пациента и проводит пальпацию области шеи. После этого пациент проходит ряд обследований (УЗИ щитовидной железы, тонкоигольная биопсия) и сдает кровь на определение уровня ТТГ, Т3, Т4.

Полученные данные позволяют определить тип и размер образования и подобрать оптимальный вариант лечения.

Оперативное лечение узлового зоба

Новейшее оборудование и опыт наших специалистов позволяют максимально точно подбирать методы лечения для каждого клинического случая. Выполняя операции при узловом зобе, мы стремимся минимально травмировать ткани, добиться максимального косметического эффекта и при этом сократить период реабилитации.

Для записи на прием к эндокринологам Центра звоните по телефону +7 (495) 292-59-87.

Операции по удалению узлов при зобе

В Центре выполняются все виды хирургических вмешательств по удалению узловых образований. Наши специалисты проводят как открытые, так и малоинвазивные эндоскопические операции. Оптимальный вариант определяется исходя из результатов обследования в каждом конкретном случае.

Читать еще:  Узи признаки макрофолликулов и кисты левой доли

Основным показанием к проведению операции при узловом зобе является нарушение дыхания и процесса глотания за счет сдавливания пищевода и дыхательных путей. Вмешательство проводится стационарно, после необходимой подготовки, включающей сдачу анализов на определение уровня гормонов, консультацию эндокринолога и хирурга.

Все операции проводятся с использованием современных инструментов. Применение ультразвукового скальпеля Harmonic Focus позволяет уменьшить кровопотери, избежать излишнего травмирования тканей, ускорить процесс заживления послеоперационной раны. Использование бинокулярных луп, в 3 раза увеличивающих обзор, дает возможность проводить операции с высокой точностью и избегать повреждения возвратно-гортанных нервов.
Благодаря этому у пациентов полностью сохраняются голосовые функции.
Для удаления узлов мы проводим следующие операции:

Для оперативного лечения узловых образований щитовидной железы врачи Центра хирургии «СМ-Клиника» применяют современные методики, в том числе и малотравматичные. Выбор способа хирургического вмешательства определяется индивидуально для каждого клинического случая. Наши врачи успешно выполняют следующие операции:

Полное удаление щитовидной железы вместе с капсулой, выполняется открытым способом.

Диагностика и лечение диффузно-узлового токсического зоба

Чтобы подобрать эффективный метод лечения узлового зоба у женщин и мужчин, необходимо точно установить вид патологии, определить степень развития заболевания и, по возможности, причины появления. Для этого проводится тщательное обследование пациентов, в результате которого врач получает исчерпывающую информацию о состоянии больного. От точности диагностики зависит, насколько действенным будет лечение.

Для выявления патологии в клинике на Яузе применяют:

• анализ крови на гормоны;
  • ультразвуковое исследование с эластографией;
  • биопсию с последующей цитологией;
  • рентгенографию пищевода;
  • КТ;
  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭКГ.

Методы лечения узлового зоба щитовидной железы

На начальных стадиях требуется постоянный контроль уровня гормонов. Пациентам рекомендуется посещать эндокринолога 2 раза в год и проходить обследование ежегодно.

При наличии множественных новообразований с высоким риском перерождения в злокачественные рекомендовано хирургическое вмешательство. Крупные доброкачественные опухоли лечат при помощи радиоактивного йода.

Читать еще:  Может ли антибиотик спровоцировать понижение сахара

Если диагностирован злокачественный процесс, применяется тотальное удаление органа (тиреоидэктомия).

Причины узлового зоба щитовидной железы у взрослых

Узелки могут быть вызваны простым разрастанием нормальной ткани щитовидной железы, кистами, заполненными жидкостью, воспалением (тиреоидит) или опухолью (доброкачественной или злокачественной). Большинство узелков удаляли хирургическим путем до 1980-х годов. Оглядываясь назад, можно сказать, что такой подход привел к множеству ненужных операций, поскольку оказалось, что менее 10% удаленных узелков являются злокачественными. Большинство удаленных узелков можно было просто наблюдать или лечить медикаментами.

Ключевая причина узелков – хронический тиреоидит (болезнь Хашимото). Это медленно развивающееся воспаление щитовидной железы. Это часто приводит к снижению функции щитовидной железы (гипотиреоз). Тиреоидит возникает, когда иммунная система организма разрушает клетки щитовидной железы. Хронический тиреоидит чаще всего встречается у женщин и людей с семейным анамнезом заболеваний щитовидной железы.

Врачи не всегда понимают, почему у некоторых людей появляются узелки, но они очень распространены. Узлы иногда связаны с другими заболеваниями, включая:

• дефицит йода в пище и воде;
  • гипертиреоз (сверхактивная щитовидная железа);
  • рак;
  • аутоиммунные варианты тиреоидита с гипотиреозом.

Фото компьютерной томографии позволяют изучить:

На снимке КТ белой стрелкой указан увеличенный лимфатический узел. У пациента удалена доля щитовидной железы справа (указано чёрной стрелкой), в связи с папиллярной карциномой.

В норме поперечные томограммы щитовидной железы показывают две однородные по структуре доли, прилегающие к трахее. Между ними узкий перешеек, рядом визуализируются мышцы, нервные и сосудистые пучки. Когда присутствуют опухоли, кисты, узловые образования, симметричность долей нарушается, строение органа становится гетерогенным (неоднородным).

Компьютерное исследование и МРТ щитовидной железы можно пройти в медицинском центре «Магнит» по адресу Санкт-Петербург, 6-я Красноармейская д.7. Запись на сайте и по телефону +7 (812) 407-32-31 .