Bionis-clinic.ru

Клиника Бионик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение ЗПРР — задержки речевого развития у детей

Лечение ЗПРР — задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого и умственного развития встречается у детей от полугода до 7 лет. Оно сопровождается задержкой речи и интелекта, плохой обучаемостью. По сравнению с более тяжелыми заболеваниями, такими как умственная отсталость и олигофрения, ЗПРР может поддаваться усмешному лечению.

Основной причиной ЗПРР у детей специалисты считают нарушение формирования коры головного мозга и ЦНС. Их могут спровоцировать различные генетические факторы, образ жизни матери в перинатальный период, родовые травмы и т.д.

Основным фактором успеха в лечении психоречевой задержки у детей является своевременность. Чем раньше начнется коррекция, тем выше шансы на успех и дальнейшее отсутствие последствий нарушения.

зпрр лечение отзывы

Среднегодовая статистика, к сожалению, показывает увеличение детей с задержкой психоречевого развития. В основном, большая часть детей страдает этим нарушением после 4 лет, когда начинается активная детская жизнь, общение со сверстниками, налаживается коммуникация с окружающим миром.

С возрастом шансы на успех излечения ЗПРР сильно падают. Это обусловлено формированием навыков и стереотипов у ребенка. Если до 4-х лет есть все шансы скорректировать нарушение, то после 6-ти процент успеха уже крайне мал.

Поэтому, как уже было сказано, чем раньше будет обнаружена патология, проведено обследование и начата коррекция, тем вероятнее успех. На сегодня, в арсенале специалистов есть множество методик для лечения ЗПРР, которые с успехом применяются на практике.

Дегенеративные заболевания ЦНС: общие понятия

Основными характеристиками группы дегенеративных заболеваний ЦНС являются следующие критерии:

  • заболевания начинаются незаметно, до их появления нервная система могла работать абсолютно нормально;
  • заболевания имеют постепенно прогрессирующее течение, могут длиться годы или десятилетия;
  • некоторые дегенеративные заболевания связаны с наследственными факторами и развиваются у нескольких членов одной семьи;
  • нейродегенеративное заболевание ЦНС характеризуется постепенной гибелью нейронов и заменой их глиальными элементами;
  • атрофические процессы на начальной стадии развития патологии возникают в каком-либо определенном участке одного из полушарий головного мозга; далее в периоде развернутой стадии дегенерации атрофия в головном мозге становится практически симметричной.

Различные заболевания ЦНС, список которых достаточно длинный, остаются на стадии изучения. Достоверно неизвестны причины возникновения атрофических процессов при нормальном функционировании нервной системы большую часть жизни человека. Тем не менее, существует ряд факторов, которые могут провоцировать дегенерацию головного мозга:

  • злоупотребление алкоголем, наркомания;
  • токсическое влияние пестицидов и гербицидов;
  • менингококковая инфекция;
  • вирусные энцефалиты;
  • дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты.

Классификация и симптомы задержки

Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

Какие виды ЗПР существуют:

  1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
  2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
  3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
  4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.

ЗПР и ЗРР отличия

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание.

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

  • Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

  • Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

фото Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей: симптомы и признаки

К симптомам ЗПР, ЗРР и ЗПРР относятся:

  • Бедность или отсутствие самостоятельной речи с 3 лет;
  • Ребенок плохо понимает и не выполняет простые задания;
  • Медленно приобретает новые навыки;
  • Неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Невротические реакции (ночной энурез, плаксивость, страхи);
  • Замкнутость, отгороженность, отсутствие или слабая реакция на обращение к ребенку при сохранном слухе;
  • Аутоподобное поведение;

У ребенка с ЗПР, ЗРР или ЗПРР могут быть отдельные симптомы или все вышеперечисленные признаки.

Проблема классификаций симптомов ЗПР, ЗРР и ЗПРР в том, что они не учитывают индивидуальные особенности малыша, уравнивают разных детей и подгоняют их под общепринятые нормы. В чем причина задержки психического и речевого развития у определенного ребенка? Разберемся в этом с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Психические особенности детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рождается обладателем определенных векторов. У каждого вектора свои свойства, непохожие на другие, и свои психофизические особенности.

Знание векторов ребенка позволяет правильно его развивать. Ведь то, что норма для одного — может быть патологией для другого. У детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР причины их появления кроются в нарушении развития в одном или нескольких из нижеперечисленных векторов.

Читать еще:  Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук

фото Симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР

У ребенка со звуковым вектором особая чувствительность к звукам и словам других людей. Это они — дети, которые долго молчат, а потом сразу начинают говорить предложениями. Когда ребенок не обращается к взрослым, мало стремится к общению, не говорит, но все понимает и делает, что ему говорят — это может быть малыш со звуковым вектором. Если звуки снаружи неприятны для его чувствительного уха, то психика защищается. Ребенок «уходит в себя», нарушается его взаимодействие с окружающей средой. Такое может быть, когда в семье ссоры, скандалы, шумы, громко работают бытовые приборы и тому подобное. Резкий голос мамы и даже нежелательные слова тихим голосом, которые она говорит невзначай, могут быть причиной задержки психоречевого развития у детей со звуковым вектором . Когда внешние условия слишком травматичны, у такого ребенка могут диагностировать аутоподобное поведение и детский аутизм.

Это тяжелое расстройство коммуникации и поведения с частичной или полной утратой способности различать смысл речи окружающих при сохранности слуха. Ребенок не может развиваться дальше, потому что его психика сворачивается в клубок внутри его самого. Ему нужно помочь «выйти наружу». Для этого должны соблюдаться правила звуковой экологии дома. Близким людям, в первую очередь маме, необходимо знать особенности таких детей. Ребенок со звуковым вектором устроен не так, как все. А чем сложнее психика, тем более она хрупкая, тем легче ее нарушить, даже не желая этого.

Дети с анальным вектором медлительные и обстоятельные. Для них жизненно необходимо закончить начатое дело до конца, будь то сидение на горшке или застегивание пуговиц. Такому ребенку психологически важно поставить точку в любом деле.

Если его торопить или прерывать, то он начинает упрямиться и обижаться. Как реакция на стресс может появляться ступор — малыш останавливается и не может продолжить начатое. При хроническом стрессе в анальном векторе мышление становится чрезмерно медленным, начинается застревание на несущественных деталях. Внимание переключается с трудом, малыш не может усваивать знания, не приобретает новых навыков. Отставание в развитии у ребенка с анальным вектором появляется из-за несоответствия темпа его психической деятельности с требованиями окружения. Может возникать заикание. Следует отличать анальный вектор от других и создать ребенку оптимальные условия для развития.

Кожный вектор противоположен по свойствам анальному вектору. Ребенок с кожным вектором шустрый, гибкий, способен быстро переключаться с одного на другое. Хвататься за несколько дел и не доводить их до конца — это про него. При неправильном воспитании такого ребенка у него может возникать задержка психического развития с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Тогда ему трудно обучаться и приобретать навыки из-за отвлекаемости и неусидчивости. Такому малышу более других необходима дисциплина и адекватная система запретов, потому что в кожном векторе самоограничение имеет особый смысл. Родители, раздражаясь на поведение ребенка, начинают резко хватать его, шлепать, ругать. Этого делать нельзя — унижение, причинение боли, битье малыша с кожным вектором затормаживает его развитие.

Дети со зрительным вектором обладают самой большой эмоциональностью и склонны к перепадам настроения. Воспитать их чувственность — задача родителей. Если ребенок со зрительным вектором не научен сопереживанию к другим людям, то он может испытывать страхи, закатывать истерики, плакать и раздувать из мухи слона по любому поводу. Когда у ребенка формируется привычка получать эмоции таким способом, это нарушает его взаимодействие с другими людьми. Возникает страх общения, и тогда разговорчивый дома малыш молчит и боится незнакомых людей, может появляться заикание.

Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР

изображение Причины возникновения ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Мама — самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности. Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.

Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.

До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна — он перенимает ее внутреннее состояние без слов. Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается. Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.

Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины. Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно. Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость.

Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» — лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.

Педагогическая и социальная запущенность — следствие незнания правил воспитания

Когда ЗПР, ЗРР или ЗПРР у ребенка появляется вследствие неправильных методов воспитания и воздействия неблагоприятных условий, таких как унижение, физическое и психологическое насилие, гиперопека или беспризорность в семье, отсутствие воспитания эмоциональной сферы, трудовых, гигиенических навыков и неумение преодоления лени — говорят о педагогически запущенном ребенке.

Часто это социально неблагополучные семьи, но даже в примерных семьях находятся педагогически запущенные дети.

Когда к человеку применяют то, что противоречит его природе, когда не знают особенностей его психики — это вопрос психологической грамотности родителей.

Каждый рождается с определенными задатками, которые можно как развить, так и погубить. Любого малыша легко вовлечь в ту деятельность, которая предназначена ему природой, если знать, к чему он склонен.

Диагнозы ЗПР, ЗРР и ЗПРР включают в себя много состояний, каждое из которых имеет свою векторально обусловленную причину возникновения. Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР, это не приговор. Как снять диагноз ЗПРР — необходимо знать, какой ребенок с диагнозом ЗПРР. Разобравшись в особенностях психики ребенка, получится правильно его развивать.

Заболевания ЦНС: общие симптомы

Болезни центральной нервной системы имеют широкий спектр симптоматических проявлений. К ним относятся:

  • двигательные расстройства (парезы, параличи, акинезия или хорея, нарушение координации движений, тремор и т.д.);
  • нарушения тактильной чувствительности;
  • нарушения обоняния, слуха, зрения и других типов чувствительности;
  • истерические и эпилептическеи припадки;
  • нарушения сна;
  • нарушения сознания (обморочные состояния, кома);
  • нарушения умственной и эмоциональной сферы.

Задержка психического развития у детей: факторы воздействия

К внешним факторам можно отнести весь спектр взаимодействий ребенка с внешним миром, начиная от условий ухода (питание, режим дня, экологические условия, тактильный контакт с родителями и т.д.), заканчивая воспитательным подходом дома и в детских учреждениях.

К внутренним факторам относятся состояние физического здоровья и нервно-психическая индивидуальность (темперамент, характер и т.д.).

Психическое развитие – это непрерывный процесс, который условно можно разделить на три сферы:

  • эмоционально-волевая,
  • интеллектуальная,
  • психомоторная.
Читать еще:  Можно ли делать Прививки при Гидроцефалии неуточненной

Неблагоприятное сочетание внешних и внутренних факторов может создавать дополнительные симптомы, влияющие на развитие. Нередко именно по поводу этих симптомов происходит первое обращение к врачу.

Задержка психического развития у ребенка. Пример из практики

Девочка, 8 лет, семья обратилась к врачу-психиатру по поводу "отставания в развитии", трудностях усвоения школьной программы. Ребенок развивался нормально. В возрасте 5 лет был конфликтный развод родителей, на фоне которого у девочки появилось сначала ночное, а затем периодическое дневное недержание мочи. В целом, поведение у ребенка не поменялось. С детства росла послушным ребёнком, была пугливой. По поводу недержания мочи родители обращались к неврологу, проходили обследование, но существенных улучшений на фоне лечения не отмечалось.

В 1-й класс пошла в 6 лет. По мере взросления девочка всё больше стеснялась имеющихся проблем, боялась посещать школу, пропустила часть учебного материала из-за частых болезней и не справлялась с программой 3 класса. При исследовании способностей к обучению не выявлено отклонений от нормы, отмечалась педагогическая запущенность.

В описанном клиническом наблюдении задержка психического развития условна. Нарушения в обучении связаны с взаимодействием внешних (конфликты внутри семьи) и внутренних (тревожный склад личности) факторов, ввиду чего возник энурез, нарушивший адаптацию к школе и сформировавший педагогическую запущенность.

С первых дней жизни

В первые годы жизни нервно-психическое развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Идет "специализация" разных отделов центральной нервной системы. Ребенку жизненно необходимо освоиться в новой, еще незнакомой среде обитания, научиться переворачиваться, сидеть, ползать, стоять, ходить, говорить, получить первый социальный опыт.

Естественной подготовкой к этой работе является внутриутробный период развития. Современные исследования показывают, что в 70-80% случаев в возникновении задержки психического развития (ЗПР) имеет место неблагоприятное течение беременности.

На первом году жизни необходимо внимательно смотреть за развитием психомоторных навыков (удержание головы, переворот, способность садиться, стоять, ходить, наличие лепета, отдельных слогов, слов, речи). Следует обращать внимание на реакцию на взрослых, наличие улыбки, на особенности эмоционального реагирования и реакцию на дискомфортные условия (мокрый подгузник, голод и т.п.), общий уровень активности.

От года до трёх лет необходимо наблюдать за набором словарного запаса и усложнением речи от слов к предложениям, оценивать реакцию на других детей, чрезмерную пугливость или наоборот неумение чувствовать опасность. В этот же период формируются навыки опрятности, начальные элементы самостоятельности в поведении.

Важное значение для ребенка имеет игра. Именно в ней формируется моторика, образное мышление, эмоциональные реакции и многое другое.

Нередко, на отклонения в развитии ребёнка первыми обращают внимание воспитатели в детских учреждениях. Именно поэтому необходимо формировать с ними доверительные отношения, активно включаться в жизнь группы детского сада.

ЗПР (задержка психического развития)

Развитие речи. На что обращаем внимание

Наиболее часто, причиной для обращения к врачу является отставание в развитии речи. В этом случае экспертное мнение о психическом развитии ребенка выносится совместно с логопедом и дефектологом.

Отставание в развитие речи в разной степени интенсивности прослеживается у абсолютного большинства детей с ЗПР. Относительно реже встречаются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения, проблемы с контролем мочеиспускания или дефекации.

Довольно часто, естественной реакцией родителей на предположения окружающих о нарушении в психическом развитии являются раздражение и отрицание, однако в данном случае следует руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом. Приведённый ниже пример из клинической практики, наглядно это иллюстрирует.

Подросток, 13 лет, доставлен в стационар Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ из отделения полиции, как безнадзорный, был обнаружен сотрудникам правоохранительных органов на улице со следами травм. Мальчик сообщил, что подрался с группой подростков, которые начали приставать к нему и обижать.

Сведения о себе (имя и данные родителей) сообщил лишь спустя 3 дня с даты поступления. Сотрудникам Центра удалось связаться с родителями и пригласить их на беседу. Родители разведены, в семье ещё двое детей, у которых не отмечается нарушений поведения, успешно обучаются по программе средней образовательной школы.

Беременность протекала с токсикозом, осложнения в родах. Ребенок развивался в целом по возрасту, точных сроков речевого развития мама не помнит, сообщает что до 2-3 лет говорил на "птичьем языке". С трудом давалась подготовка к школе, был неусидчив, отвлекался, хулиганил.

Пошёл в школу в 6 лет, не завершил обучение в 1 классе, т.к. семья вынуждена была переехать в другое место, после чего был отправлен во второй класс. Систематически не справлялся с программой, учителя настаивали на том, что проблемы с обучением связаны с нарушениями поведения, требовали от родителей воспитательных действий.

Мальчик стал пропускать школу, связался с компанией подростков старшего возраста, сбегал из дома, пробовал табак, алкоголь. Отставание от школьной программы нарастало от года к году. Прошёл курс лечения психологической и трудовой реабилитации в условиях стационара. В силу возраста было невозможным изменение программы обучения. Известно, что поступил в колледж, с трудом его окончил, на работу по специальности устроиться не смог, не выносил условий, в которых требуется соблюдение субординации.

К сожалению, родители вовремя не обратили внимание на "первые звоночки" и не обратились за помощью к специалистам.

Задержка психического развития у ребенка – проблема, которая требует внимательного отношения со стороны взрослого окружения, индивидуального и творческого подхода к ее решению.

Главная задача родителей состоит в том, чтобы создать условия для эффективного, комфортного и естественного развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx22.45 КБ

В нашем детском саду в течение 18 лет действуют коррекционные группы для детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Такие дети в нашем городе не получали квалифицированной воспитательно-образовательной помощи. Поэтому возникла необходимость создания групп коррекции. Проблемой интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников наш коллектив занимается все 18 лет работы совместно с врачом психоневрологом, невропатологом, которые наблюдают развитие детей с рождения, направляют нуждающихся на городскую ПМПК. Комиссия решает необходимость пребывания того или иного ребенка в нашем детском саду. В начале учебного года совместно со всеми специалистами детского сада (врач-психоневролог, учителя-дефектологи, учитель-логопед, массажист, инструктор ЛФК) составляется программа реабилитации ребенка на текущий период.

У наших детей с органическим поражением ЦНС отмечаются различные виды речевых нарушений, такие как дизартрия, заикание, алалия, ринолалия и т.д., поэтому каждому необходима индивидуальная программа развития. Приведем основные характеристики данных нарушений.

ОНР — общее недоразвитие речи включает в себя при нормальном слухе и интеллекте различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы: ее звуковой и смысловой сторон.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (например, расщелина губы или твердого неба).

Дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ("каша во рту"). Связана с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Считается, что факторами, способствующими развитию заикания, являются:

— невропатическая отягощенность родителей;

— "нервность" самого ребенка;

— поражение головного мозга (родовые травмы, ММД и т. д.);

— ускоренное развитие речи (в возрасте 3-4 лет);

— недостаточность развития моторики;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Основной целью нашей коррекционной работы с детьми с органическим поражением ЦНС является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, интеграции в среду здоровых сверстников. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работы носит комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, инструктора ЛФК, массажиста, логопеда, дефектолога, воспитателя. Мы формируем общую позиция при обследовании, лечении, логопедической, дефектологической коррекции. Для реализации этих задач мы составили координационный план по развитию речи детей с органическим поражением ЦНС (см. таблицу в Приложении).

Свою логопедическую работу мы строим на следующих принципах — общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода) и специфических.

Нарушения речи могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них – неправильно сформированное небо, («волчья пасть», «заячья губа»), слабость или паралич мышц неба (церебральный паралич), снижение слуха, аллергия, затрудненное дыхание вследствие увеличения аденоидов и миндалин, проблемы интеллектуального и психологического развития и т.д. Важной причиной является снижения языковой культуры общества в целом. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, и если взрослые общающиеся с детьми, поощряют их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, то его речь развивается медленно.

Мы проводим профилактику нарушений речи в двух направлениях.

1.Забота о физическом и нервно-психическом здоровье. Мы развиваем двигательную активность, нервную систему ребенка.

2.Направленное речевое развитие. Речь ребенка в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, от воспитания и обучения. Под развитием речи подразумевается:

— развитие понимания обращенной речи;

— развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций).

— развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

— развитие подвижности органов артикуляции (пассивное и активное артикуляционная гимнастика) и пальцев рук;

— работа над дыханием и голосом;

— работа над темпом и ритмом речи.

Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи.

В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является ее частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребенка в целом. Для наших детей характерна недостаточная сформированность функции движения. Она проявляется несовершенством общей двигательной активности, работы мышц лица, в том числе артикуляционной мускулатуры, а также тонких движений кистей и пальцев рук. У детей имеются трудности в регуляции и контроля произвольных движений.

Недостаточная сформированность движений рук, ног, туловища проявляется в виде плохой координации частей тела. Ребенок не может точно и четко выполнить гимнастическое упражнение. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей «смазанности» и невнятности речи. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается развитие речи. Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости и подготавливает почву для последующего формирования речи. Связь функции кистей рук с речью настолько тесная и значимая, что тренировку пальцев рук можно считать мощным физиологическим стимулом развития речи.

В своей работе мы используем разнообразные приемы, которые зависят от возраста ребенка и от уровня его развития. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. В работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения различной направленности: статические (удержание приданной пальцем определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Эффективность занятий повышаем, когда пальчиковую гимнастику проводим во время чтения сказок, рассказов, проговаривания стихов. Речь при этом становится более громкой, четкой и эмоциональной. Время выполнения упражнений не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякает. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений, что не только развивает речь, но и совершенствует процесс письма и рисования. В случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями ребенок нуждается в дополнительном исследовании двигательной сферы с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе. В своей работе мы используем также массаж кистей рук, гимнастику для пальцев рук, артикуляционную гимнастику.

Среди наших детей встречаются дети-билингвы, испытывающие двойную нагрузку в процессе становления речи, а затем и письма. Они медленнее овладевают произносительной речью. Наиболее сложной для усвоения является эмоциональная выраженность языка, так как в основе лежат особенности культуры и традиции. Поэтому с такими детьми мы чаще используем ситуации, в которых необходимо проявление разных эмоций – радости, разочарования, огорчения.

В своей работе мы встречаемся с проблемой леворукости детей, как врожденной, так и вынужденной (у детей с парезами, параличами). Здесь восприятие речи не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Они чаще страдают такими нарушениями речевого развития, как дислексия, дизартрия, дефицит речи. Переучивание пользования левой рукой на правую детей с возбудимым типом нервной системы может привести к рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, к заиканию.

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей с органическим поражением ЦНС возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что используемая система обучения детей обеспечивает необходимый уровень речевой подготовки их к обучению в школе. Дети идут в школу со сформированным словарем, с достаточно развитой связной правильно грамматически оформленной речью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector